КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Буряты
Народ, сформировавшийся в районе озера Байкал. Этнографы считают, что у бурятов есть монгольские, тюркские, тунгусские и самодийские корни. Самоназвание народа — буряад, происхождение этнонима до конца не выяснено. Национальный язык — бурятский. Исповедуют буддизм и шаманизм. В настоящее время проживают в России (в основном в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области), Монголии и Китае (в автономном районе Внутренняя Монголия). Общая численность составляет 550–690 тысяч человек.
ГЕРОИНЯ
Татьяна Маладаева
Родилась в 1972 году в селе Курумкан в семье сотрудников местной санэпидстанции. Окончила Бурятский государственный пединститут (ныне университет) им. Доржи Банзарова. Изучала тибетский язык в Колледже высших тибетских наук Сара в Индии. Училась буддийской философии у главы буддистов Монголии ламы Богдо-гэгэна IX. Живет в Улан-Удэ, практикует тибетскую медицину. Татьяна Маладаева рассказала корреспонденту «Вокруг света» о том, как сложились ее представления о мире.
«Кормить птиц — благодеяние, потому что они наши ангелы-хранители»
Одно из самых ярких воспоминаний детства — как дед кормил птиц во дворе. К дому слетались вороны, сороки, голуби, воробьи, синички, даже дятлы и коршуны. Дед говорил, что кормить птиц — благодеяние, потому что они наши ангелы-хранители. Дед был белым старцем, по-бурятски мы называем таких людей сагаан убэгэн.
Шаманы и дарханы были у меня в роду с папиной стороны. Дархан — это кузнец, в Бурятии всегда был культ кузнеца, считалось, что он судьбу кует. А мамины предки — ламы, тоже кузнецы, но ювелирные, работали с благородными металлами.
В семье нас было четверо детей: я, две старшие сестры и младший брат. Родители целыми днями работали, а нас отводили к дедушке с бабушкой. Дед проводил исцеляющие обряды. К нему приходили односельчане с разными вопросами, проблемами, и он помогал их решать.
Дар помогать людям у него открылся после войны. На фронте снайпер прострелил ему спину, ранение было очень тяжелое. Но дед выжил и полностью поправился. Говорили тогда, что не иначе как его ангелы оберегали. Вернувшись после войны в родной Курумкан, он стал работать трактористом и лечить людей молитвами. Бывало, придет к нему больной, дед его выслушает, помолится, подует — и назавтра человек возвращается здоровый, благодарит. Дед никогда не брал денег за лечение, вообще не придавал значения материальному.
Односельчане часто просили деда, чтобы он молился о хорошей погоде. Особенно осенью перед заготовкой сена: чтобы оно не промокло, чтобы вовремя урожай убрать. Он помолится, поговорит с природой, разведет костер, капнет туда масла — и дождь прекращается. В советское время шаманизм не одобряли, но деда никто не трогал. Хотя маминого дедушку в 1937 году расстреляли за то, что он был ламой. Позже реабилитировали.
«Человеку, который укрепляет дух с детства, потом никакие трудности не страшны»
Дедушка с бабушкой делали подношения огню. Считается, что огонь сжигает все плохое, устраняет препятствия. Поэтому мы, буряты, задабриваем огонь: льем на него топленое масло, кидаем конфетку или печенье, брызгаем молоко. Наш папа был печником: каждая вторая печь в Курумкане сделана его руками.
Дед учил нас быть крепкими, закалял. Сам ходил босиком по снегу в 40-градусный мороз! Меня в четыре года уже заставлял мыть полы. Мы часто вставали в пять утра и шли на речку Баргузинку встречать рассвет, загадывать желание у родников, которые считались священными. С тех пор я всегда встаю рано. Дед говорил, что в жизни надо много трудиться.
В Бурятии традиционно главой семьи считается мужчина, но мой отец рано умер, и все домашние трудности легли на нас, детей. Мы сами рубили дрова, косили сено, ухаживали за овцами, коровами, свиньями, курами. Позже, во время учебы, постоянно приходилось подрабатывать. Было очень тяжело, но я знала, что человеку, который укрепляет дух с детства, с молодости, потом никакие трудности не страшны.
«Семья, для бурята — это святое»
Каждые выходные мы собирались всей семьей, папа затапливал печь, мама пекла хлеба, булочки. А накануне вечером ставила в печь мясо в чугунке, и утром оно было мягкое, как тушенка. Семья, домашний очаг для бурята — это святое.
В честь рождения ребенка буряты ставили памятные столбы сэргэ. Традиция пошла со времен кочевничества, когда жилища были временными. Приезжая к столбам своих предков, мы молимся духам — хозяевам местности, загадываем желания. Нужно помнить, кто ты, откуда, кто твои предки. От них передаются знания, мудрость. А невежество в буддийской философии считается одним из трех ядов наряду с гневом и страстью.
Одной вспышкой гнева можно перечеркнуть все хорошее, что ты делаешь в жизни. Чтобы не гневаться, мы применяем специальные буддийские практики. Высшая цель — достичь состояния Будды, полной гармонии с собой и миром.
Важно различать страсть и любовь. Можно и нужно любить ближнего, свою работу, увлечения. Но нельзя ни к чему и ни к кому привязываться, желать обладать кем-то или чем-то. Вот, например, все мы любим Байкал, для нас его вода священна. Такую воду мы называем аршан. Каждый бурят как минимум раз в год должен совершить омовение в Байкале, чтобы набраться сил, энергии. Но ничего нельзя забирать из озера с собой. Даже камни: это ведь дом для каких-то живых существ. Важно, чтобы всем живым существам было хорошо.
Аршан — это не только Байкал. Недалеко от моего родного села, например, находятся Кучигерские термальные источники, их вода и грязь лечат от многих недугов, особенно костных, мышечных. Исцелившиеся нередко оставляют у источников свои костыли. Казалось бы: приезжай, лечись сколько хочешь! Но люди стали увозить воду и грязи с собой — канистрами. И источник стал мелеть. Природа всегда мстит за алчность.
Однажды со мной произошел интересный случай: недалеко от нашего дома зацвела черемуха, и мне захотелось сорвать ветку. Вдруг словно слышу какой-то внутренний голос: «Не рви». Но я не послушалась. Пришла домой — рука, которой ломала ветку, вся покраснела и опухла. На следующий день вернулась я к дереву, попросила у него прощения — все прошло.
«Алчные люди после смерти перерождаются в голодных духов»
Излишества — источник болезней, главное препятствие на пути к достижению гармонии, счастья. Алчные люди после смерти перерождаются в голодных духов. Есть такая буддийская практика — чод. В переводе с тибетского «чод» означает отсечение эго. У человека много потребностей, и не нужно их игнорировать. Но из окружающего мира надо брать только то, что действительно необходимо.
В нашем суровом климате без мяса прожить трудно. Прежде чем съесть мясо, мы произносим специальные мантры для его очищения, чтобы убитое животное нашло благое перерождение — в более крупное животное или в человека. Чтобы эта пища послужила нашей жизнеспособности, дальнейшему развитию.
Чтобы достичь умиротворения, мы практикуем специальный обряд — маани хурал. Это уединение, уход из внешнего мира на три дня. Во время таких ретритов, которые часто практикуют в дацанах, мы ничего не едим, сидим в позе медитации и читаем мантру, дарующую сострадание все живым существам. Это очень полезный ритуал для очищения ума и тела, повышения осознанности. Ведь в буддизме самое главное — быть сострадательным, приносить добро.
Для этого человек должен осознавать каждый свой шаг: зачем он его делает, какие это принесет последствия. Все свои мысли, слова, дела нужно осознавать. Гнать прочь плохие мысли, потому что они притягивают препятствия и болезни.
«Важно знать, как помогать людям»
Меня со школьной скамьи интересовало, что происходит с человеком, с его сознанием после смерти. Буддизм дает ответ на этот вопрос. Когда в нашем Курумкане открыли первый дуган (маленький дацан), я пошла туда помощницей к ламе и год там проработала. Чистила светильники, зажигала благовония, встречала посетителей, рассказывала им, как надо себя вести в дугане, какие мантры читать. Мне нравилось, что от нас люди выходили с успокоением.
После дугана я поступила в институт, а когда его закончила, уехала изучать буддистскую философию в Индию, жила в резиденции Богдо-гэгэна IX. Ретриты, физический труд, ежедневные занятия йогой, походы в горы сделали свое дело: я начала осознавать свое предназначение.
Важно знать, как помогать людям. Находить правильные, мудрые решения. Мысли, слова, действия. Ведь тело, речь и ум взаимосвязаны. Одним словом можно ранить человека, убить. А можно исцелить.
Ко мне часто обращаются люди, испытывающие разного рода трудности. Не так давно на практику чод пришла девушка, муж которой погиб в автокатастрофе. Она три года рыдала, сильно была к нему привязана. Это и есть страсть. Я сказала, что если она по-настоящему его любит, то должна отпустить. Из-за привязанностей мы цепляемся за людей, которые ушли от нас. А надо просто желать им счастья от всей души.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Бурятия, Россия
Население Улан-Удэ ~ 435 000 чел.
Площадь Бурятии 351 334 км² (15-е место в России)
Население ~ 975 000 чел. (53-е место)
Плотность населения 2,8 чел/км²
Достопримечательности: Этнографический музей и Музей истории Бурятии, площадь Советов с самой большой скульптурой головы Ленина в мире, Лысая гора, Иволгинский дацан (Улан-Удэ), Сувинская Саксония (Баргузинская долина).
Традиционные блюда: буузы — бурятские манты с мясом, вареные сливки саламат с плодами черемухи, блюда из нерки и омуля.
Традиционные напитки: хурунгэ — кисломолочный напиток из пахты.
Сувениры: ювелирные изделия из местного золота и серебра с нефритами и малахитами, различные обереги, фигурки лошадей и медведей.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Улан-Удэ ~ 4420 км (5 часов 50 минут в полете)
ВРЕМЯ опережает московское на 5 часов
ФОТО: ФОТОБАНК ЛОРИ, Zoonar GmbH RF / Legion Media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, февраль 2021, частично обновлен в июле 2023