Пока реальные путешествия на паузе из-за пандемии, можно посетить те уголки планеты, куда вы давно хотели отправиться, через погружение в национальное кино. «Вокруг света» открывает новую рубрику «Киномаршрут», в которой киножурналист Дмитрий Барченков будет рассказывать о прославившихся на весь мир актерах и режиссерах разных стран, о местном колорите на экране и о том, что можно посмотреть в субботний вечер. И коль уж в российский прокат выходит черная комедия датчанина Андерса Томаса Йенсена «Рыцари справедливости», то с Дании и начнем.
Тяжелый экспорт: Ларс фон Триер
Если у опытного или даже начинающего синефила спросить, с чем или кем у него в первую очередь ассоциируется датский кинематограф, то, скорее всего, он назовет фамилию Триера. Действительно, один из основоположников «Догмы 95» (движения в кино, нацеленного на максимальную реалистичность и имеющего ряд особенностей. — Прим. Vokrugsveta.ru ) своими яркими выходками и не менее запоминающимися фильмами вписал себя и свою страну в историю.
Начинать знакомство с Триером лучше всего с его уже классической драмы «Рассекая волны» со Стелланом Скарсгардом и Эмили Уотсон в главных ролях. В этом фильме режиссер рассказывает историю неправильных, токсичных и созависимых отношений, параллельно посмеиваясь над религией и ее постулатами. Позже критика веры радикализируется в его, пожалуй, самом эпатажном фильме «Антихрист», где герои Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбур исследуют человеческую природу.
Статус лучшей и, наверное, самой известной ленты автора после «Меланхолии» и «Нимфоманки» сегодня удерживает «Дом, который построил Джек» — саркастическая усмешка Триера над насилием, полная уморительных сцен. Спускаясь в дантовский ад, серийный убийца Джек в исполнении Мэтта Диллона рассказывает о своих похождениях проводнику Вергилию и зрителю.
Экспорт житейский: Томас Винтерберг
«Догму 95» вместе с Триером придумал режиссер Томас Винтерберг, автор мощнейшей семейной драмы «Торжество». Помимо этого фильма, обладателя специального приза жюри Каннского кинофестиваля 1998 года, в фильмографии Винтерберга есть как проходные картины (скажем, «Всё о любви» с Хоакином Фениксом или недавний «Курск»), так и реальные шедевры — пронзительная «Охота» и залихватский «Еще по одной».
Последний фильм особенно полюбили в России: рекордные кассовые сборы, чуть ли не народная любовь и понятный многим сюжет. Это алкодрама, в которой друзья-учителя решаются на проверку теории о том, что для счастливой жизни в своей крови необходимо поддерживать 0,05% алкоголя. Фильм запоминается не только блистательным актерским ансамблем, но и мощнейшим финалом, который наверняка вызовет бурю эмоций.
Модный экспорт: Николас Виндинг Рефн
Еще один датский скандалист, который может заставить персонажей своих фильмов и глаз проглотить, и сражаться с противниками немалые 10–15 минут, и просто долго помолчать в модном неоновом свете, — Николас Виндинг Рефн. До мировой популярности Рефн снимал довольно характерное для Дании кино — криминальные триллеры в серии «Дилер» и историческое фэнтези «Вальгалла: Сага о викинге». Эти фильмы отличает брутальность, преобладание на экране темных цветов и харизматичный главный герой.
Но в 2011-м году случился «Драйв», — как бы выразились в плохом тексте, «настоящий хит»: ретродрама, стильный нуар с Райаном Гослингом и Кэри Маллиган в главных ролях перевел Рефна из когорты крепких местных режиссеров в категорию режиссеров с мировым именем. Дальше последовали более перфекционистский младший брат «Драйва» «Только бог простит», а также вполне себе голливудский и, наверное, самый провокационный на данный момент у Рефна «Неоновый демон», где в главной роли блеснула Эль Фаннинг.
Датское суровое лицо: Мадс Миккельсен
В картинах что Винтерберга, что раннего Рефна роль основного (действующего) лица исполнял Мадс Миккельсен. Наверняка знакомый многим соотечественникам по сериалу «Ганнибал», фильму бондианы «Казино „Рояль“», или супергеройскому блокбастеру «Доктор Стрэндж» (в них Мадс играл антагонистов, или злодеев), у нас в стране этот актер уже стал едва ли не национальным героем. На московской премьере фильма о выживании «Затерянный во льдах» Миккельсену, как народному артисту театра «Сатирикон», дарили цветы и конфеты, а на презентации видеоигры «Death Stranding» разве что на руках не носили.
Но чтобы в полноте почувствовать его актерский диапазон, стоит все-таки посмотреть уже названный «Еще по одной», где Мадс сыграл потрепанного бытом учителя истории, или новую комедию еще одного датского классика Андреса Томаса Йенсена «Рыцари справедливости». В последнем фильме на вид раздобревший Миккельсен появляется в образе опытного военного, которому предстоит отомстить за смерть жены (почти как в экшне «Джон Уик» с Киану Ривзом) — роль кардинально отличается от последних работ актера и отправляет нас к его первым криминальным фильмам (тому же «Дилеру»). Фильм, к слову, несколько уступает алкодраме Винтерберга, но всё же дарит то самое зрительское удовольствие: в нем много важных для жанра шуток, кровавого веселья и сюжетных поворотов в духе сценариев братьев Коэн.
Датская стойкость: Сюзанна Бир
Сценарист Андрес Томас Йенсен и актер Мадс Миккельсен уже встречались на съемочной площадке — при работе над фильмом «После свадьбы», который сняла режиссер Сюзанна Бир. Это еще одно датское имя, которое заслуживает внимания.
Бир в первую очередь заметна своими чувственными драмами, среди которых, например, «Открытые сердца», «Братья» и «Месть». Вы же, наверняка, могли видеть ее европейское историческое кино «Серена» с Брэдли Купером и Дженнифер Лоуренс, или недавний жуткий «Нетфликс»-триллер «Птичий короб», в котором стойкая героиня Сандры Буллок самоотверженно пытается спасти своих детей в постапокалиптическом мире. Среди других заслуг Бир стоит отметить сериалы: мрачную британскую драму «Ночной администратор» и психологический детектив «Отыграть назад», тот самый, где отношения еще одной стойкой женщины Николь Кидман и мужа-изменника Хью Гранта летят в пропасть.
Датская грация: Конни Нильсен
«Братья» Сюзанны Бир — безусловный триумф датской актрисы и модели Конни Нильсен. За роль жены главного героя Сары артистка получила престижную премию «Серебряная раковина» на кинофестивале в Сан-Себастьяне . Первой англоязычной картиной Нильсен был легендарный мистический триллер «Адвокат дьявола», а среди самых запоминающихся ее работ можно отметить роли в «Гладиаторе» Ридли Скотта и «Миссии на Марс» Брайана де Пальмы.
Из последних работ Конни стоит выделить расследовательский сериал «Имя мне ночь» и супергеройскую франшизу «Чудо-женщина», где актриса сыграла воинственную и грациозную царицу Ипполиту. И, конечно, советуем дождаться боевика «Никто» российского режиссера Ильи Найшуллера — Нильсен там составила компанию Кристоферу Ллойду («Назад в будущее») и Бобу Одинкерку (фильмы «Секретное досье», «Маленькие женщины», сериалы «Фарго», «Лучше звоните Солу»).
Бонус: сериал «Убийство»
В телеиндустрии за несколькими странами принято закреплять отдельные жанры. Так, например, Израиль славится шпионскими триллерами, а Скандинавия и Дания в частности — морозными, пронизывающими детективами. Датский проект «Убийство» (Forbrydelsen ) стал мировым феноменом.
Замешанную на хладнокровном убийстве и политических интригах историю успели сравнить с легендарным «Твин Пиксом», а также адаптировать в нескольких странах, в том числе в США, чья версия стала, пожалуй, самой популярной, в том числе в России. Но всё же посоветуем вам оригинал, переплюнуть который было трудно даже американцам.
Фото: Getty Images, All Star Picture Library / Legion-Media