Артемизия Джентилески, родившаяся в эпоху, когда женщин в рядах художников было крайне мало, любила сюжеты о мужественных героинях. И если бы она жила в наше время, а не в XVII веке, то могла бы участвовать в движении #metoo, где жертвы насилия рассказывают в социальных сетях, что им довелось вынести.
Артемизия Джентилески, «Юдифь, убивающая Олоферна»
Холст, масло
158,8 см х 125,5 см
1612–1613
Хранится в Национальном музее и галерее Каподимонте в Неаполе
Художница неспроста взялась за сюжет об убийстве мужчины женщиной: 17-летнюю Артемизию изнасиловал Агостино Тасси, приятель и коллега ее отца-живописца. Девушка пыталась защищаться и звала на помощь, но напрасно.
Как пишет специалист по гендерной истории, профессор Университета Ковентри Патришия Филиппи, в Италии того времени брачные союзы нередко заключались вследствие изнасилований: мужчины не привыкли себя сдерживать, а девушкам потом приходилось спасать честь, свою и семейную. Вот и Тасси после случившегося сделал Артемизии предложение и завел с ней роман.
Отец девушки подал на коллегу в суд только после того, как убедился, что жениться тот не намерен. Выяснилось, что Агостино все еще состоит в браке, пусть и расстался с супругой (которую, кстати, пытался убить). Артемизия подверглась унизительным допросам, осмотру повитухами и даже пыткам, под которыми должна была подтвердить правдивость своих показаний: ей, художнице, тисками сдавливали пальцы на руках.
Насильника в итоге признали виновным и приговорили к изгнанию на пять лет, но Тасси, у которого были влиятельные покровители, решением суда пренебрег. Артемизию же поспешно выдали замуж, и она с супругом уехала из города.
Первую версию картины Артемизии Джентилески «Юдифь, убивающая Олоферна» датируют 1612–1613 годами, то есть девушка начала работать над ней во время судебного процесса или вскоре после него. Исследователи видят в выборе сюжета, и особенно в его трактовке, реакцию художницы на случившееся с ней и осознание своей уязвимости в мире мужчин.
Несколько лет спустя Джентилески написала второй вариант шедевра и потом еще не раз обращалась к теме Юдифи. По мнению американского историка искусства Мэри Гаррард, «учитывая необычную биографию художницы, безусловно, оправданно рассматривать эту картину, по крайней мере в одном из аспектов, как катарсическое выражение ее личного — и, возможно, подавленного — гнева».
1. Юдифь. Героиня библейской Книги Юдифи почти в одиночку придумала и осуществила операцию по спасению города от осады. Иудейская вдова в сопровождении служанки пришла в неприятельский лагерь, очаровала военачальника Олоферна, а когда они остались наедине, обезглавила его. Отрезанную голову предводителя осажденные продемонстрировали врагам, и деморализованная армия отступила.
Юдифь Артемизии Джентилески внешне напоминает саму художницу, впрочем, как и многие другие героини ее произведений. Однако около 1620 года художница создала вторую версию картины. На руке Юдифи появился браслет с изображением богини Артемиды. Так Артемизия, возможно, подчеркивала, что сходство героини с ней неслучайно: во-первых, имена художницы и богини созвучны, во-вторых, Артемида считалась защитницей девичьего целомудрия.
2. Убийство. Сюжет о Юдифи был довольно популярен в живописи Ренессанса и барокко, но гораздо чаще художники изображали торжествующую героиню после расправы с Олоферном. Артемизия же выбрала самый кровавый момент. В ее исполнении гибель Олоферна выглядит куда мрачнее и натуралистичнее, чем, например, у Караваджо («Юдифь и Олоферн»).
3. Олоферн. Обессилевший от вина предводитель ассирийского войска был убит в собственной постели. Британский историк искусства Эндрю Грэйам-Диксон считает, что лицо Олоферна, если убрать бороду, довольно сильно напоминает сохранившийся автопортрет насильника художницы Агостино Тасси.
4. Меч. По Библии, Юдифь обезглавила Олоферна его же мечом, висевшим в шатре. Артемизия, согласно ее показаниям на суде, в критический момент тоже пустила в ход клинковое оружие. После того как Тасси изнасиловал художницу, она смогла достать из ящика кинжал и попыталась отомстить обидчику, но всего лишь легко ранила его в грудь.
5. Служанка. По библейскому тексту, в момент гибели Олоферна она находилась снаружи шатра, но европейские художники обычно изображали служанку при Юдифи. В трактовке Артемизии вторая женщина в этой истории не просто присутствует при убийстве, а участвует в нем практически на равных. Более того, как отмечает Патришия Филиппи, служанка, заламывающая полководцу руку, неспроста изображена стоящей прямо над ним. Художница как бы меняет местами сильный и слабый пол — это «перевернутое изнасилование».
6. Композиция. Происходящее на картине «придвинуто» как можно ближе к зрителю, а неустойчивый перевернутый треугольник, который образуют три персонажа, придает динамику борьбе, в которой две женщины одерживают верх над сильным мужчиной.
ХУДОЖНИЦА
Артемизия Джентилески
1593 — родилась в Риме в семье художника Орацио Джентилески.
Ок. 1608 — начала заниматься живописью.
1610 — самая ранняя из ее датированных картин «Сусанна и старцы».
1611 — была изнасилована Агостино Тасси.
1612 — свидетельствовала против Тасси на судебном процессе, продолжавшемся почти восемь месяцев. Вышла замуж за флорентийца Пьерантонио ди Винченцо Стиаттези; после 1622 года пара рассталась. В браке родилось четверо детей, но только одна дочь дожила до совершеннолетия.
1616 — стала первой женщиной, которую приняли во флорентийскую Академию рисунка, основанную Джорджо Вазари.
Ок. 1618–1619 — написала картину «Юдифь со служанкой», композиция которой повторяет аналогичную работу отца Артемизии, Орацио Джентилески.
Ок. 1620 — создала вторую версию шедевра «Юдифь, убивающая Олоферна»; полотно хранится в галерее Уффици во Флоренции.
1620 — вернулась в Рим.
Ок. 1625–1627 — написала картину «Юдифь и ее служанка».
Ок. 1653 — умерла в Неаполе.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2021, частично обновлен в марте 2024