Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Открыть Россию заново: от Москвы до Кольского на велосипеде

Поехать на велосипеде из Москвы в Санкт-Петербург, а в итоге добраться до Кольского полуострова? Для путешественницы Татьяны Никульниковой пандемия не стала помехой для открытия нового увлекательного маршрута.

5 марта 2021Обсудить
Открыть Россию заново: от Москвы до Кольского на велосипеде
Открыть Россию заново: от Москвы до Кольского на велосипеде

ГЕРОИНЯ
Татьяна Никульникова 

Велопутешественница, фотограф и автор. Магистр финансов, член международной ассоциации финансовых аналитиков CFA.

Создатель и вдохновитель проекта «Блюзы новых дорог», объединяющего велотуристов и музыкантов, фотографов и журналистов из России и других стран. Одна из немногих русских женщин, в одиночку совершающих длительные и сложные путешествия на велосипеде по разным уголкам мира. За плечами Татьяны — дороги Африки и Америки, Европы и Азии, острова, горы и пустыни.

— Татьяна, что отличает вас как велосипедиста? Кто вы: турист, спортсмен или путешественник?

— Я — путешественник. Для меня главное не километры и спортивные достижения. Мне не нужно уехать как можно дальше и быстрее. Ведь для путешественника главное — личные открытия, познание окружающего мира. Путешествие — это состояние души, гармония с дорогой.

— Вы известны тем, что объехали на велосипеде полмира. За вашими плечами не один десяток маршрутов. Какой из них был самым запоминающимся?

— Я увлекаюсь велотуризмом 11 лет. Мой велосипед оставил след на всех континентах, кроме Антарктиды. Я побывала в 60 странах, 35 из которых посетила на двух колесах. Сложно сказать, сколько километров я проехала на велосипеде, потому что общего подсчета я никогда не вела.

Скорее всего, земной шар по экватору все еще не обогнула. Может быть, 30 тысяч километров в общей сложности. Самым запоминающимся стало путешествие по Норвегии в 2014 году. За сорок пять дней мы вдвоем проехали от южной точки Норвегии — маяка Линдеснесс до северной оконечности Европы — мыса Нордкапп. Это путешествие вспоминаю чаще всего.

— Были у вас ситуации, когда вы оказывались на волосок от гибели?

— Когда я пересекала на фэтбайке пустыню Намиб в Африке, у меня закончилась вода. Почти сутки я ехала на последнем глотке, но осталась жива.

— О вашем последнем путешествии длиной в 4200 километров от Москвы до Мурманска рассказывала российская пресса. Всех журналистов поражало, что девушка отправилась в такой путь одна. Вы всегда путешествуете в одиночку?

— Я езжу одна, потому что мне это нравится. Это моя философия в определенной степени. Я считаю, что каждое путешествие — очень личное событие. Когда ты один, ты отвечаешь только за себя, не отвлекаешься ни на что. Ездить одной не страшно и не сложно, это дело опыта. Но хоть я по натуре и одиночка, во многих путешествиях у меня есть спутник — моя «вторая половинка» Виктор. Вместе мы прошли много дорог в разных странах.

— Вернемся к началу романтического путешествия в разгар коронавируса. Получается, вы просто сбежали из закрытой на карантин Москвы и отправились на край света?

— Да, так и было. Я решила искать свободу в несвободном мире. Я человек, который дома сидеть просто не может. Для меня важно постоянно перемещаться по миру, искать вдохновение в новых местах. Было очень тяжело пережить самоизоляцию. Первой мыслью было, что я хочу проехать от дома до Питера.

Питер — особый город, оставивший след в моей жизни. Я никому не сказала, что хочу доехать до Мурманска. Даже цели такой поначалу не было. Только потом я поняла, что хочу ехать дальше — до самых северных границ, что позволяло сделать время и финансы.

— Эта идея оправдала ваши ожидания?

— Да, на сто процентов!

— У вас было много путешествий по разным странам. Раскрылась ли для вас Россия с новой стороны в этом?

— Раньше, при открытых границах, я старалась посмотреть мир, уехать в самую далекую интересную страну. А Россия всегда оставалась, что называется, «про запас». И вот в 2020 году наконец пришло время открыть этот «сундук с богатствами».

Признаюсь, Россия мне всегда казалась опасной страной для велопутешествий. И даже не из-за диких зверей, а из-за диких водителей. В прессе мне всегда попадалось много информации о том, как сбивают велосипедистов. Еще меня останавливало то, что Россия казалась опасной с точки зрения преступности в регионах. Но, как оказалось, у страха глаза велики. Особенно ярким открытием стала для меня Карелия и Кольский. По природе они очень похожи на Финляндию и Норвегию. Здесь есть всё, что может привлечь путешественника.

— Как вы планировали маршрут? Учитывали ли опыт тех, кто уже ездил по этим дорогам?

— Путешественники странствуют между двумя столицами еще со времен Радищева. Но сегодня на загруженных дорогах делать это «по старинке» не так просто. Я учитывала опыт людей, которые разработали два веломаршрута между Москвой и Петербургом.

Первый, R1, прокладывали немцы. Он начинается в Берлине и до недавнего времени проходил через несколько европейских стран и заканчивался в Питере. Сейчас немцы продлили его до Москвы. В Германии даже был выпущен специальный путеводитель по нему на немецком. Этот маршрут в России мало известен.

Второй маршрут создан энтузиастами из «ВелоПитера» Ильёй Гуревичем со товарищи. Я выбрала для себя германский маршрут — стало интересно, чем руководствовались его создатели. И получилось, что он оказался для меня непривлекательным, так как проходит по загруженным асфальтовым дорогам с опасным трафиком.

Этот маршрут ориентирован на тех туристов, которые каждый день едут от гостиницы до гостиницы. А я ночевала в палатке, мне хотелось посмотреть глубинку и природу. Маршрут же немцев попросту игнорировал провинцию. Мне он не принес ничего, кроме стресса. Я свернула в сторону и поехала своим путем.

Открыть Россию заново: от Москвы до Кольского на велосипеде

— Сколько дней вы провели в палатке?

— Из ста дней путешествия примерно восемьдесят я прекраснейшим образом прожила в палатке. Примерно раз или два в неделю останавливалась в гостиницах, чтобы привести себя в порядок и отдохнуть от леса.

— У вас были встречи с дикими зверями? В предыдущих путешествиях у вас ведь был «медвежий» опыт.

— Меня все пугали медведями. Но мне не посчастливилось встретиться ни с одним. Я была готова к встрече: с собой был «сигнал охотника» и перцовый спрей. В Скалистых горах Канады и на Аляске я сталкивалась с медведями. В Карелии же они оказались более острожными. На некоторых глухих дорогах ощущение, что я вот-вот увижу медведя, было настолько сильным, что я не сомневалась — он где-то рядом. Много следов вокруг, совсем свежих.

На Аляске я хорошо запомнила правила поведения в медвежьем краю: подавать сигналы своего присутствия, никогда не хранить продукты в палатке. Помню момент на севере Карелии, когда я ехала по лесу и пела песни, какие первыми приходили в голову. Наверное, всё это и привело к тому, что встреч с косолапым не произошло.

Один раз я видела лису, встречала диких кабанов, оленя и много зайцев, белок и огромное количество птиц. Вообще, Россия очень богата дикими зверями.

Открыть Россию заново: от Москвы до Кольского на велосипеде

— Какое у вас впечатление от состояния природы, от дорог в России?

— Конкретно от Карелии осталось тяжелое впечатление о дорогах. Дороги там очень плохие. Самое сложное для велопутешествий, что расстояния между населенными пунктами и магазинами просто огромные.

Однажды я ехала отрезок пути больше пятисот километров, на котором не было никаких гостиниц, редкие деревни и пара сельских магазинов. Психологически это был самый сложный отрезок: изо дня в день перед тобой только лес и плохая дорога, пейзаж не меняется.

— Как же вы вышли из такой непростой ситуации?

— Да никак! Для меня не проблема спать в палатке. Я комфортно себя чувствую в одиночестве среди леса и дикой природы. Мой предыдущий рекорд — ночевка в палатке на протяжении двух недель без перерыва на Аляске, вдали от цивилизации.

— А с этой самой «цивилизацией» никаких проблем не возникало? Не было ли нежелательных встреч с людьми?

— Нет. Люди, которых я встречала, в основном были очень доброжелательными. Все удивлялись, что я еду одна, помогали, подбадривали. Была интересная встреча с дорожными рабочими в Карелии. Они стояли лагерем на берегу реки. Пригласили меня к костру, угостили ухой и учили потом ловить рыбу, делились рыбацкими секретами. У нас была очень душевная беседа о жизни простых людей в Карелии.

Сильно помогли мне ребята из велосипедного клуба «Пилигримы» города Североморска. Меня буквально передавали из рук в руки на Кольском, всячески опекали. Одна из активисток этого клуба, Ольга Липина, постоянно звонила мне, подсказывала маршруты, сопровождала и поддерживала психологически.

— Какие места в итоге запомнились вам больше всего?

— Мне очень понравился национальный парк «Ладожские шхеры» — великолепные фьорды живописной Ладоги. Там очень красивая природа и прекрасные места для глаза. Второе место, связанное с культурой Карелии, — поселок Калевала и окрестные деревни.

Именно здесь двести лет назад путешествовал пешком финский исследователь Элиас Лённрот. Он собирал и записывал карельские руны и песнопения, чтобы потом составить из них свой знаменитый эпос «Калевала» и сборник «Кантелетар». Личность этого человека, сама «Калевала», одухотворенность и поэтичность этих мест сильно меня впечатлили. Я даже приобрела книгу о жизни Лённрота, его дневники и саму «Калевалу».

Велопутешествие

Еще одним ярким событием моего путешествия стало соприкосновение с новгородской стариной. Дело в том, что мои предки по материнской линии родом из деревни Глухое Демидово в Демянском районе. Здесь в годы Второй мировой войны шли ожесточенные бои, моя бабушка помнила эти события. Это глухие, староверские места. Я специально свернула сюда, чтобы побывать на родине предков.

Заехала и на исток Волги, была в таких живописных местах, как озера Селигер и Ильмень. На Кольском запомнился потрясающий полуостров Рыбачий, удивительная «швабская дорога», построенная немецкими солдатами в годы войны.

Полуостров Рыбачий

+1

— Расскажите о своем походном быте. Что вы ели, как готовили?

— Жизнь в палатке не новость, в ней нет ничего удивительного. Мое снаряжение выверено опытом многих путешествий, но случаются и поломки. В Карелии сломалась шведская мультитопливная горелка, работающая и на газе, и на бензине. Засорилась от «очищенного» бензина российского производства! Пришлось ее заменить. С собой была печка-щепочница, экономившая мне в карельской тайге драгоценный для севера газ.

Мой рацион не сильно отличается от того, что я ем дома. Обед я как правило не готовлю, обхожусь бутербродами и шоколадом. Завтрак — каша, кофе, а ужин очень плотный. Обычно запас продуктов я везу с избытком.

— Наверное, груз на велосипеде был тяжелым? Сколько килограмм вы везли на себе?

— Да, хотелось бы полегче — получилось около тридцати.

— Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, что, помимо палатки, одежды, еды, на протяжении более четырех тысяч километров на багажнике вашего велосипеда проехала надувная лодка — пакрафт весом четыре килограмма! И многие километры пути эта лодка везла и вас, и велосипед со всем багажом!

— Это был своего рода эксперимент. Я переправлялась через озеро Вельё на Селигере, через Лувозеро в Карелии. Чтобы попасть в Костомукшу, срезав дорогу, пришлось десять километров грести по открытому водному пространству при сильном встречном течении. Несколько раз я переправлялась через реки, но полноценного длительного сплава не получилось.

Карелия

+4

— Были ли у вас какие-либо поломки?

— Велосипед не ломался. Во-первых, я сама умею его ремонтировать и слежу за ним. Раме уже лет 15, но навеску я собирала «под себя»: крепкие колеса, хорошая трансмиссия, качественная резина. Во-вторых, я проходила техосмотр в Питере и в Мурманске.

А вот снаряжение немного подвело. Помимо уже упомянутой горелки, сломались от ветра дуги палатки, начал протекать тент. У меня разбился ноутбук, распоролась молния на непромокаемой подрамной сумке, прохудился надувной коврик. Но всё было поправимо, эти беды меня не остановили.

— Теперь, когда ваше эпическое путешествие по Северной России закончено, чувствуете ли вы усталость от велосипеда? И какие новые планы экспедиций маячат на горизонте?

— Устаю я только от долгого сидения в четырех стенах. В планах много новых маршрутов. Россию я хочу проехать всю, от Смоленска до Чукотки. Привлекает меня и Великий шелковый путь, Памир, далекая и манящая Азия. Очень хочется проехать Африку от Каира до Кейптауна.

Еще больше рассказов об удивительных путешествиях ждут вас на выставке индивидуального транспорта «Велокульт», которая пройдет со 2 по 4 апреля 2021 г. в ЦВК «Экспоцентр» в Москве.

Фото: Татьяна Никульникова

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения