В США вот-вот будут объявлены номинанты на 93-ю премию «Оскар». Увы, от церемонии вручения наград этого года не стоит ждать такой революции, как в 2020-м, когда статуэтку за «Лучший фильм» неожиданно для многих получила корейская лента «Паразиты» режиссера Пона Чжун Хо. Впрочем, в Южной Корее уже много лет снимают настоящие шедевры, так что в ожидании развязки в не столь будоражащей кровь гонке за «Оскарами» «Вокруг света» попросил киножурналиста Дмитрия Барченкова проложить краткий, но познавательный маршрут по полному открытий для зрителя миру южнокорейского кино.
Свой среди чужих: Пон Чжун Хо
После триумфа на «Оскаре» (меняющие свой жанр буквально в воздухе «Паразиты» отхватили целых четыре награды, включая приз за «Лучшую режиссуру» и «Лучший оригинальный сценарий») не обращать внимание что на южнокорейское кино в целом, что на фигуру Пона Чжун Хо в частности стало невозможно. Но фокус в том, что в мировых кинематографических кругах этот режиссер известен давно.
Второй (и, пожалуй, лучший) фильм режиссера «Воспоминания об убийстве» — история двух непохожих друг на друга, но вынужденных вместе искать серийного убийцу полицейских, — не только числится в списке любимых фильмов американской живой легенды Квентина Тарантино, но и без преувеличения повлиял на десятки фильмов схожего жанра: отголоски этой ленты можно найти даже в таких работах, как, например, «Зодиак» Дэвида Финчера.
Позже кореец экспериментировал и с блокбастерной формой (в фильме «Вторжение динозавра»), и с жанром философского детектива (в проехавшей по ряду фестивалей драме «Мать»), а затем и вовсе стал «своим среди чужих» — приобрел статус иностранного постановщика на американских фильмах. Таковыми стали основанная на французском графическом романе постапокалиптическая драма «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон в главных ролях, а также Netflix -фэнтези «Окча», где одну из своих самых необычных (и весьма смешных) ролей исполнил Джейк Джилленхол.
Последние же на сегодняшний день «Паразиты», оставаясь полным корейского колорита фильмом, умело вобрали в себя голливудские традиции: в ролях тут местные звезды (к примеру, Сон Кан Хо из «Воспоминаний об убийстве»), драматургия отсылает к американской классике, откуда в ленту перекочевали и жанровые качели, за которые драму про попытку небогатой семьи вырваться из своего рода порочного круга и полюбили зрители по всему миру.
Чужой среди своих: Пак Чхан Ук
Актер Сон Кан Хо начал свой профессиональный путь в режиссерском дебюте другой звезды корейского кино — у Пака Чхан Ука. Не самая выдающаяся военно-политическая драма «Объединенная зона безопасности» сорвала кассу в местном прокате и позволила на тот момент еще молодому постановщику найти средства на три следующие фильма, которые критики нарекут «трилогией мести»: ленты «Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть». Конечно, самым известным не только среди этих работ, но, пожалуй, и в фильмографии этого режиссера вообще остается именно центральный «Олдбой». История тоже про месть, сначала человеку, совершившему ошибку, а затем и его притеснителям, державшим героя в заточении пятнадцать лет.
«Олдбой» по праву входит в списки лучших фильмов всех времен и народов, картина стала настоящим мировым культурным достоянием. К ней отсылают как молодые, так и опытные режиссеры. А в США даже успели снять ремейк — он получился не самым удачным, зато стал своего рода экспериментом одного из столпов американского независимого кино Спайка Ли.
Позже Пак Чхан Ук ударится в игру и с вампирским кино (очень самобытной, многими непонятой останется его драма ужасов «Жажда»), и с мировым наследием («Служанка» была не только адаптацией романа британки Сары Уотерс, но еще и жонглировала традицией, заложенной такими режиссерами, как Акира Куросава и Андрей Тарковский; при этом фильм весьма необычно работает с образом рассказчика и понятием «временная линия»). Наконец, режиссер остановится на роли эдакого «чужого среди своих»: продолжая быть самобытным азиатским постановщиком, он перестанет быть в полном смысле слова «местным» и начнет, как и Пон Чжун Хо, снимать за рубежом — так, в США поздний Пак Чхан Ук известен своей холодной драмой «Порочные игры» с Николь Кидман в главной роли и политическим триллер-сериалом «Маленькая барабанщица», где блеснула замечательная молодая артистка Флоренс Пью («Маленькие женщины», «Солнцестояние», «Черная вдова»).
Фестивальные легенды
Зрителю, не близкому фестивальному движению, далекий от мейнстрима режиссер и писатель Ли Чхан Дон всё равно должен быть известен. Нерасторопный, даже, наверное, тихий автор венецианской и каннской драм «Оазис» и «Поэзия» соответственно прогремел недавним философским триллером «Пылающий» — адаптацией рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай», в которой типичное для Мураками дзен-осмысление жизни граничит с динамичным, даже в какой-то мере детективным сюжетом.
Но есть еще пара имен, которые киноманам, стремящимся разобраться в феномене южнокорейского кинематографа, точно стоит занести в заметки. Недавно скончавшийся Ким Ки Дук в последние годы стал настоящим российским героем. Автор таких ярких фильмов, как «Весна, лето, осень, зима... и снова весна», «Адрес неизвестен», «Самаритянка» и «Время», не раз становился почетным гостем и членом жюри российских кинофестивалей, долгое время обитал в Москве, а последнюю свою (пусть и провальную) работу «Растворяться» снял в Казахстане на русском языке. Его жутко продуктивный, выпускающий по фильму-два в год соотечественник Хон Сан-су, наоборот, с годами становится всё популярнее — его житейские драмеди, где внимание уделяется в основном разговорам и легким юмористическим панчам, находят отклик у большого числа зрителей. Прошлогоднюю «Девушку, которая убежала» скромно, но жаловали в отечественном прокате, а новая лента режиссера «Вступление» также была обласкана российской прессой, уже посмотревшей ее в рамках онлайн-показов Берлинского кинофестиваля.
Дивный «Новый мир»
Отдельно стоит поговорить о жанровых находках южнокорейского кино. За страной, очевидно, уже закрепился статус новатора в криминальной драме-боевике. «Олдбоя», как и «Воспоминания об убийстве», к слову, тоже стоит относить именно к этому жанру. Гангстерский опус «Горечь и сладость», захватывающий «Человек из ниоткуда», играющая со зрительскими ожиданиями «Исповедь убийцы» и недавний Netflix -боевик про игорный бизнес, киллера и ближайшее будущее «Время охоты» — этот список можно продолжать долго.
Чуть более пристально предлагаем присмотреться к «Новому миру» Пака Хун Чжо, по словам некоторых молодых российских режиссеров, едва ли не жанровому откровению, одному из лучших фильмов века. Завязка в некотором роде рифмуется с «Отступниками» Мартина Скорсезе (в «Новом мире» тоже есть внедренный в ряды преступников полицейский) и развивается в мощнейший сюжет про невозможность побега от своей участи. Путь героя тут не столько непредсказуем, сколько вызывает неподдельное сопереживание. Особую роль играют мастерски придуманные боевые сцены — от них просто не оторваться.
Апокалипсис по-корейски
Не меньшие успехи Южная Корея в последние годы показывает и в жанре зомби-апокалипсиса. В местном прокате успел появиться анимационный ужастик «Станция „Сеул“», а Netflix совсем недавно выпустил не шедевральный, но сильный хоррор «Выжить». Позволил же приклеить к себе статус голоса жанра, конечно, «Поезд в Пусан», за которым долгое время держался статус самого кассового фильма за всю историю страны. Причем полюбился этот зомби-триллер зрителю не только в Корее, но и во всем мире. Основным отличием «Поезда в Пусан» ото всех аналогичных лент того времени было то, что авторы сконцентрировались в первую очередь не на жанровых атрибутах (живописной борьбе с мертвецами, например), а на ярком образе современного общества и его персонажах: через зомби-форму, с одной стороны, они рассказывали трогательную историю отца и дочери, а с другой — обличали классовое неравенство и другие социальные несовершенства. Кстати, сиквел «Поезда в Пусан», вышедший относительно недавно, оказался гораздо более шаблонным, неноваторским, типичным блокбастером, каких, по крайней мере до пандемии, Голливуд выпускал десятки в год.
Бонус: сериал «Королевство»
Зато совершенно инновационным оказался другой корейский проект о зомби — сериал «Королевство», который можно посмотреть на Netflix . Сериал переносит зрителя в XVI век, где мертвецы внезапно вмешиваются в междоусобную борьбу за власть.
В «Королевстве» натурализм в кадре умело сочетается с шокирующими сюжетными поворотами и подробным взглядом на корейскую историю. А подход к жанру здесь совсем уж не типичный — никакого вам апокалипсиса, при том что на экране всё равно много оживших мертвецов и экшена.
Фото: Getty Images, Juhan Noh / Netflix / IMDb