После того как в 1975 году Мозамбик обрел независимость, из страны выселили четверть миллиона португальцев, но христианство изгнать не удалось. Несмотря на попытки ввести государственный атеизм или законы шариата, 30% населения Мозамбика исповедует католицизм. И ежегодно празднует Пасху.
Ежегодно в Страстную пятницу члены католической общины города Тете устраивают мистерию «Крестный путь». К храму стекаются сотни зрителей: здесь и бедные домохозяйки с детьми, живущие в глинобитных хижинах, и представители среднего класса, приезжающие на своих машинах.
Всем интересно посмотреть на необычное зрелище. Римские легионеры, роли которых исполняют мозамбикские военные, облачают «Иисуса» в красную мантию и надевают ему на голову «терновый» венец из пальмовых листьев.
24-летний Жозе Гонсалвеш почти год готовился к роли Иисуса. Священники проводят «кастинг» на эту роль среди молодых людей из постоянных прихожан в течение нескольких месяцев, выбирая самого достойного. Затем избранный внимательно изучает Новый Завет, вживается в образ.
Сыграть Христа — большая честь для молодого католика. После такой роли за человеком закрепляется особый социальный статус и кредит доверия на всю жизнь.
Священники и прихожане собираются на судилище Понтия Пилата. Каждый год исполнителей этой роли, как и роли Иуды и других сомнительных персонажей евангельской истории, назначает духовенство, ведь добровольно никто не хочет их играть.
Несколько деревьев на парковке храмовой территории символизируют Гефсиманский сад, в котором Иисус был взят под стражу легионерами после предательского поцелуя Иуды.
«Что мне сделать с этим человеком?» — спрашивает Понтий Пилат на португальском языке у толпы собравшихся. «Распни его», — кричат женщины и дети. В обычной жизни молодой человек, играющий Пилата, перебивается случайными заработками и мечтает однажды получать настоящее актерское образование.
Жозе-Иисус несет свой крест, едва сдерживая слезы от боли. Солдаты-срочники мозамбикской армии избили его по-настоящему.
Перед распятым Иисусом преклоняют колени все участники богослужения. Это один из кульминационных моментов мистерии. В наступившей тишине не слышно даже плача детей.
Жозе Гонсалвеш на кресте. В отличие от Филиппин, где великомученика могут прибить к кресту (по его желанию) настоящими гвоздями, в Мозамбике действуют более гуманно: здесь молодых исполнителей роли Христа принято привязывать веревками.
После того как Иисуса кладут в импровизированную могилу, все присутствующие закрывают глаза. В это время Жозе встает, изображая воскресение Христа, и прячется от зрителей на одном из деревьев. Когда все открывают глаза, тела Иисуса уже нет в могиле.
Специально для участия в представлении африканки, играющие Деву Марию и других женских персонажей Евангелия, шьют себе разноцветные платья. Редкая женщина в Мозамбике может позволить себе купить готовое.
Толпа зрителей голодна: многие не притрагиваются в этот день к пище. Но по завершении всех 14 стояний «Крестного пути» прихожан в церкви будут ждать прохладительные напитки.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021, частично обновлен в марте 2024