«Врата ада», гипсовый рельеф
635 × 400 × 94 см
1880–1917 гг.
Хранится в музее Орсе в Париже, Франция
Когда французские власти задумали возвести на месте сгоревшего дворца Орсе музей декоративных искусств, предполагалось, что фасад здания будет соответствовать его изысканным экспозициям. Изготовить роскошные двери главного входа поручили Огюсту Родену — к тому времени уже известному скульптору, чьи работы вызывали горячие споры сторонников и противников его самобытной манеры.
Замысел Родена был грандиозен: на бронзовых вратах скульптор собирался изобразить ад из «Божественной комедии» Данте Алигьери со множеством персонажей. Ваятель вдохновлялся, в частности, созданными в XV веке Лоренцо Гиберти рельефами на дверях баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Получив от Департамента изящных искусств аванс, Роден взялся за работу в 1880 году и… продолжал ее всю оставшуюся жизнь, вплоть до смерти в 1917-м.
Он 37 лет создавал этюды для 200 с лишним фигур, многократно переделывал рельеф, убирал и возвращал на место различные скульптуры. Некоторые из запланированных образов Роден увеличивал и превращал в самостоятельные скульптуры в мраморе или бронзе. Таковы, например, «Мыслитель» и «Поцелуй», одни из самых знаменитых статуй в истории искусства.
Все сроки были сорваны. Когда министерство все-таки потребовало от Родена закончить работу, скульптор вернул аванс и выданные ему деньги на отливку рельефов в бронзе и занялся дальнейшим совершенствованием «Врат». Впрочем, к тому времени власти отказались и от проекта музея, для которого предназначались двери.
В год смерти Родена незаконченный гипсовый оригинал «Врат ада» отреставрировали. С него отлили несколько бронзовых копий, которые теперь хранятся в разных городах мира: Мехико, Филадельфии, Токио, Цюрихе, Сеуле, Стэнфорде. Гипсовые «Врата» сейчас находятся в музее Орсе — в переделанном здании вокзала, на том самом месте, где предполагалось построить музей декоративных искусств.
10 деталей «Врат ада» Огюста Родена
1. «Мыслитель». По изначальной задумке, это была фигура Данте, созерцающего мучения грешников в аду, куда его провела душа поэта Вергилия. В качестве самостоятельной скульптуры «Мыслитель» стал более универсальным персонажем. По мнению французского арт-критика Бернара Шампиньоля, «он олицетворяет стремление человеческого разума проникнуть в тайны мироздания, постичь смысл жизни и предназначение человека». Копии этой статуи находятся в разных городах мира, бронзовый «Мыслитель» сидит и на могиле своего создателя в Мёдоне.
2. «Три тени». Это одинаковые фигуры в одной и той же позе. Роден придавал своим скульптурам динамику, показывая в разных ракурсах одной и той же фигуры последовательные фазы ее движения. По замыслу Родена, эти «тени» — символ безнадежности. Расположенные на самом верху «Врат ада», они должны были указывать на надпись из «Божественной комедии»: «Входящие, оставьте упования».
3. «Паоло и Франческа» . В «Божественной комедии» это вечно гонимые ветром по второму кругу ада души двух влюбленных, наказанных за адюльтер. История этой пары была довольно известной в Италии времен Данте. Красавицу Франческу выдали за грубого и уродливого Джованни Малатесту, она изменяла мужу с его младшим братом Паоло. Ревнивый супруг, застав их за прелюбодеянием, убил обоих.
4. «Любовь убегает». Еще один вариант Паоло и Франчески — воплощение идеи о быстротечности амурных радостей либо о недостижимости идеала. Этой парой Роден заменил на «Вратах ада» другую версию влюбленных, которая получилась слишком жизнеутверждающей и выбивалась из общего контекста. Из отвергнутой версии «выросла» скульптура — знаменитый «Поцелуй».
5. «Граф Уголино». В «Божественной комедии» Уголино делла Герардеска, граф Доноратико, терпит мучения в девятом круге ада, предназначенном для тех, кто предал родину и единомышленников. Прототип скульптуры — граф, ловкий интриган, захвативший власть в Пизе; он был свергнут архиепископом Руджери, заточен в башню вместе с сыновьями и внуками, где они все и умерли от голода.
В «Божественной комедии» Уголино грызет череп своего врага, но Роден изобразил графа склонившимся над телами детей. Данте намекал, что обезумевший граф в тюрьме ел мясо скончавшихся родственников. Писатель Поль Гзелль, выпустивший книгу по материалам диалогов с Роденом, приводит такую трактовку этой скульптуры: «В нем неистово борются зверь, который хочет насытиться, и существо мыслящее, любящее, которое содрогается от такого чудовищного кощунства».
6. «Старая куртизанка». Фигура пожилой соблазнительницы, чью красоту не пощадило время, — отсылка к балладе поэта XV века Франсуа Вийона «Жалобы прекрасной оружейницы», героиня которой печалится об утраченной молодости и любовных утехах. Рассуждения о преходящей природе всего земного и плотского — популярный мотив в средневековой литературе.
7. «Я прекрасна». Название отсылает к стихотворению «Красота» Шарля Бодлера, одного из любимых поэтов Родена, — о вечном совершенстве, перед которым склоняются творцы. Есть и отдельные статуи обоих персонажей: «Скорчившаяся женщина», или «Похоть», и «Падающий мужчина». Последнего Роден поместил на «Врата ада» не только на правом пилястре в паре с девушкой, но и одиночную фигуру еще в двух других местах.
8. «Кариатида». На «Вратах ада» кариатида не поддерживает каменный свод, она скорчилась в позе отчаяния и не сможет выдержать никакой ноши. Эту фигуру Роден тоже доработал как отдельную скульптуру, причем в нескольких вариантах: девушка падает под тяжестью либо камня, либо большой урны с прахом.
9. «Сирены». Полуженщины-полуптицы из греческой мифологии, заманивавшие прекрасными голосами своих жертв на остров, в «Божественной комедии» не упоминаются. Но Роден, вероятно, нашел в них замену трем змееволосым фуриям из текста Данте — устрашающим созданиям, охраняющим адскую столицу Дит. Скульптор придал своим сиренам более «человеческий» облик.
10. «Отчаяние». У Родена было заведено, что обнаженные натурщики не только позировали, но и непринужденно расхаживали по студии, когда он был занят другой работой. Это помогало ему изучать естественные движения людей. Необычную позу для безымянной грешницы Роден подсмотрел у одной из моделей, которая устала сидеть и потянулась, чтобы размять спину.
СКУЛЬПТОР
Огюст Роден
1840 — родился в Париже в семье чиновника.
1854–1857 — изучал рисунок, живопись и скульптуру в Парижской бесплатной малой школе.
1859–1861 — три раза пытался поступить в престижную Школу изящных искусств, но неудачно.
1863 — познакомился со швеей Розой Бёре, которая стала спутницей его жизни и родила от него сына Огюста-Эжена.
1864 — создал первую значительную скульптуру «Человек со сломанным носом».
1871–1877 — работал в Брюсселе над декором зданий.
1876–1877 — под впечатлением от поездки в Италию и знакомства со скульптурой мастеров Возрождения создал статую «Бронзовый век», настолько реалистичную, что в ней заподозрили слепок с тела натурщика.
1884–1888 — трудился над памятником «Граждане Кале», одной из работ, принесших ему признание. Это скульптурная группа на сюжет времен Столетней войны: шестеро жителей осажденного французского города отправились к английскому королю на казнь в обмен на обещание не устраивать резню.
1891–1897 — создавал памятник романисту Оноре де Бальзаку. Творение вызвало бурные споры и в итоге было отвергнуто государством.
1917 — после 54 лет отношений женился на Розе Бёре. Она умерла через две недели после свадьбы. Скончался от воспаления легких на своей вилле в Мёдоне под Парижем, где и был похоронен рядом с супругой.
ФОТО: AKG (1) / EAST NEWS
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021, частично обновлен в июне 2023