В России обожают найти заговор там, где на самом деле обычно одно разгильдяйство.
Царизм есть сама Россия. Россию основали цари. И самые жестокие, самые безжалостные были лучшими. Без Ивана Грозного, без Петра Великого, без Николая Первого не было бы России. Русский народ — самый покорный из всех, когда им сурово повелевают, но он не способен управлять сам собою. Как только у него ослабляют узду, он впадает в анархию. Он нуждается в повелителе, в неограниченном повелителе.
Чем мельче и жальче человек, тем сильнее в нём мечта сменить свою серую жизнь, стать причастным к великим свершениям. И поэтому из века в век народами управляют примитивные демагоги, умеющие облечь эти муки человеческой души в примитивные яростные лозунги.
Виновны враги — таково вечное российское объяснение всех народных бед.
Война началась — и тотчас сработало вечное правило российской бюрократии: когда замышляется нечто хитроумное, результат будет прямо противоположным. Война, затеянная, чтобы предотвратить революцию, — разбудила ее.
Литература хотела выйти из шинели Гоголя, но не вышла. Зато мы вышли из сталинской шинели. В нас живет генетически: кто не с нами — тот против нас.
Если серьезно — свобода народу не нужна. Народу нужно равенство. Когда у всех нету — это терпится, а когда у кого-то явно есть — это не терпится.
Извечный российский спор — это спор Ивана Грозного с Курбским, где оба спорящих друг друга не слушают. Этот спор, где с самого начала умирает истина.
Пути развития демократии у нас трудные. Еще Бердяев говорил: почему-то у нас интересы распределения и уравнения превалируют над интересами творчества и созидания.
Кризис — это наказание, как смута. Мир должен понять духовные причины кризиса
10 фраз Эдварда Радзинского, которые помогут лучше понять Россию
Писатель, сценарист и телеведущий написал ряд популярных книг по истории России, ставших мировыми бестселлерами
22 сентября 2023