Ближе к концу года все традиционно начинают подводить разные итоги. В основном они касаются совсем недавнего прошлого, но в издании Variety замахнулись на глобальное исследование и
10 место. «Кэрри» (18+), 1976
Сколько бы ни запугивал Стивен Кинг детей клоунами, цыганками и прочими лангольерами, главным его проклятием, похоже, навсегда останется юная девушка, способная силой мысли устроить кровавую баню в отдельно взятой школе. А всему виной агрессивные однокашники, религиозный фанатизм матери, ПТСР, месячные и телекинез.
9 место. «Сало, или 120 дней Содома» (18+), 1975
По названию в общем-то понятно, какая книга легла в основу этого фильма. Но поскольку это не дословная экранизация, а больше вольный пересказ, режиссер Пьер Паоло Пазолини решил оторваться на славу и смешал в своем адском котле произведения Данте Алигьери, Фридриха Ницше, Эзры Паунда, Марселя Пруста. Из всего этого получился такой чудовищный коктейль, что смотреть страшно. Собственно, поэтому «Сало, или 120 дней Содома» то и дело входит в различные рейтинги фильмов ужасов. Хотя сам таковым на самом деле и не является.
8 место. «Франкенштейн» (18+), 1931
Сегодня мы, скорее всего, будем с улыбкой смотреть фильм почти столетней давности, но в 1931 году он точно нагонял страх на всех, кто его видел. Знаменитая история Мэри Шелли, ожившая в руках режиссера Джеймса Уэйла, стала шедевром повествования, в котором чуть больше чем за час происходит столько событий, что современные киношники легко и с удовольствием растянули бы их на сериал.
Не будем списывать со счетов и того факта, что образ самого Франкенштейна подарил миру кино увесистый повод для отсылок и реверансов. Ну а крылатая фраза it is a life в исполнении одержимого профессора, и сегодня уместно прозвучит во многих ситуациях. Например, на очередном заседании Центробанка, на котором регулятор объявляет об очередном повышении ключевой ставки.
7 место. «Кинопроба» (18+), 1999
Такаси Миикэ, снявший «Кинопробу», вообще удивительный человек и невероятно плодотворный режиссер, не сосредотачивающийся на каком-то одном жанре. Есть в его вселенной и супергерой в костюме зебры, и отвязные копы, и кровавейший из кровавых убийца Ити (известный также в некоторых адаптациях как киллер Ичи). Даже ковбои уморительного сукияки-вестерна обитают в его картинах, счет которым
И ни один фильм Миикэ не похож на предыдущие. Это касается и «Кинопробы» (снятой, к слову, по одноименно новелле Рю Мураками), где зритель, только собравшийся, кажется, наблюдать за романтической историей, оказывается втянут в бесконечный калейдоскоп пыток.
6 место. «Ночь живых мертвецов» (18+), 1968
Ладно, сейчас нас историями о живых мертвецах можно разве что развеселить, но у истоков зомби-хорроров стояли те еще отцы. Наиболее именитый из них — Джордж Ромеро, который еще в конце шестидесятых потряс всех своей «Ночью живых мертвецов» и дал, по сути, лекало, которого до сих пор придерживаются авторы фильмов о зомбаках: странный мужик в грязной одежде (но не бомж) нападает на невинных людей (но мы-то знаем, что невиновных нет) и, несмотря на свою медлительность, загоняет всех в дряхлый домишко, где бедолагам предстоит выживать на протяжении оставшегося хронометража фильма.
5 место. «Ребенок Розмари» (18+), 1968
В конце шестидесятых по улицам спокойно разгуливали не только зомби, но и сам дьявол. И Роман Полански заставил всех в это поверить, представив миру обычную на первый взгляд женщину Розмари Вудхаус. Она не только ждет ребенка, но и подозревает, что ее престарелые соседи (непременно дьяволопоклонники) хотят использовать младенца в самых ужасных целях.
4 место. «Челюсти» (18+), 1975
После выхода его кровавого фильма про кровавых обитателей кровавых вод у отдельно взятого поколения появилась полноценная галеофобия. Спасибо, товарищ Спилберг, ваша работа заслуженно оказалась в десятке самых жутких фильмов ужасов.
3 место. «Психо» (18+) 1960
О мастере саспенса Альфреде Хичкоке и говорить нечего. В своем «Психо» о так мастерски нагнал жути, что фильм, которому поначалу не придали большого значения, воспринимая его как очередную малобюджетную поделку, вскоре обрел невероятную славу. В том числе и из-за того, что зрители не могли нормально дышать, пока главный герой не завершил свой внутренний монолог.
2 место. «Изгоняющий дьявола» (18+), 1973
Еще одно доказательство того, что дьявола можно встретить где угодно, даже у себя дома. Это может быть твоя дочь, жена, сестра, кошка, мышь. Но даже не столько важно, в кого именно он может вселиться, сколько мастерство режиссера предать все так, чтобы зритель поверил, что подобные сцены могут происходить у него за стеной.
1 место. «Техасская резня бензопилой» (18+), 1974
Все новое — это хорошо забытое старое, и те, кто в 2003 году, смотря «Техасскую резню бензопилой», наивно полагал, что американский кинематограф выдал крутейший новый слэшер, вскоре выяснили, что это все одна большая франшиза, в которой есть место и ремейкам, и сиквелам с приквелами. Ну а заварил всю эту кашу еще в 1974 году Тоуб Хупер — режиссер и по совместительству глава семейства каннибалов, главный добытчик которой — неумолимый маньяк по прозвищу Кожаное Лицо, и у него нет причин не убивать.
Ну а если вымышленные ужасы вас не пугают, посмотрите на жуткую тень, которую заметили на месте крушения самолета, где погибли 9 человек.