Нобелевская премия остается, пожалуй, самой престижной научной наградой в современном мире. И уж точно самой известной. А тот факт, что приглашение в Стокгольм на прием с участием короля означает признание заслуг ученого на мировом уровне, вряд ли станут отрицать даже самые придирчивые скептики.
Но что нужно сделать, чтобы получить нобелевку? На этот счет у любителей статистики есть несколько рекомендаций. И вот у кого шансы на премию чуточку выше. Правда, с одной оговоркой: редакторы научного портала Nature, где каждый год публикуют десятки тысяч исследований самых авторитетных умов человечества,
Итак, основательно изучив данные о 346 премиях и 646 лауреатах, аналитики пришли к следующему.
Шансы женщин в XXI веке ощутимо выросли: за все предыдущее столетие награды присудили женщинам всего 11 раз, а с 2001 года есть уже 15 номинанток.
Запаситесь терпением: в 2010-е премию давали примерно через 29 лет после публикации научной работы. Срок ожидания, кстати, за полвека вырос вдвое: в 1960-е эксперты Шведской академии наук отмечали важные открытия в среднем через 14 лет.
Дольше всего в 2010-х премию ждали химики, чуть меньше физики, относительно быстро (всего за 25 с небольшим лет) «весточка» из Стокгольма приходила к лауреатам по физиологии и медицине.
Не умирайте: нобелевки не присуждают посмертно. Поэтому, кстати, Россия лишилась как минимум одной награды в области химии.
Приступайте к опытам в зрелом возрасте. На момент начала исследования лауреатам было в среднем 40 лет.
Если хотите премию по химии, работайте в одиночку. В 63 случаях эту награду получал единственный исследователь (коллектив ученых удостаивался премий 52 раза).
Если цель — медаль за достижение в физиологии или медицине, привлекайте команду. В этой области 35 премий поделили два лауреата, 39 раз на приеме у шведского короля толпились сразу трое биологов. И всего 40 премий было выдано «в одни руки».
Нобелевский комитет в последние 24 года не благосклонен к интровертам, которые проводят бессонные ночи в лабораториях в компании спиртовок и чашек Петри. Например, в XXI веке физики получали награды исключительно дружной компанией и ни разу поодиночке. Правда, и денежный приз придется делить на весь коллектив.
Учитесь у мастеров. Здесь крайне важна «академическая генеалогия»: проще говоря, чаще нобелевку дают тем, кто работал под руководством другого лауреата. Или как минимум в НИИ/лаборатории/проекте, где один из старших товарищей однажды «обедал черт знает с кем во фраке» (цитата Бродского). Это не просто совпадение, отчасти дело в том, что выдвигают новых номинантов в том числе те, кто сам когда-то получил Нобелевскую премию. А кого рекомендовать, если не своего любимого ученика?
И наконец, имена 69 из 642 лауреатов в латинской транскрипции начинаются на J, а еще 62 — на A. Возможно, это повод сменить имя.
Но есть и другие исследования статистики, связанной с нобелиатами: некоторые данные показывают, что престижная награда — это начала конца карьеры.