В прокат вышел анимационный фильм «Головоломка-2» — сиквел «Головоломки», вышедшей в 2015 году. За первый же уикенд собрал 295 миллионов долларов в мировом прокате, а к сегодняшнему дню сборы превысили 800 миллионов. Мультфильм уже побил рекорды у себя на родине, став самым кассовым фильмом 2024 года и обогнав «Дюну-2» по сборам, возглавил неофициальный прокат и в России. Вспоминаем, как появилась на свет необычная франшиза и внимательно разглядываем, что происходит на экране и за кадром.
1. Режиссер «Головоломки» Питер Доктер — создатель мультфильмов «Корпорация монстров» и «Вверх»
Необычную историю о том, что на самом деле происходит в человеческом внутреннем мире, придумал и воплотил режиссер и сценарист Питер Доктер. Рисованием мультфильмов он увлекался с детства, а когда в 1990 году окончил университет с дипломом в области изящных искусств, получил приглашение от продюсеров еще новеньких тогда «Симпсонов» и от студии Pixar, в то время принадлежавшей Стиву Джобсу и через несколько лет купленной Disney.
Доктер выбрал Pixar. Он был одним из трех сценаристов «Истории игрушек», вышедшей в 1995 году и проложившей дорогу компьютерной анимации (вот и в образе Базза Лайтера, если присмотреться, угадываются черты этого «ботаника из Миннесоты, который любит рисовать мультфильмы»). В «Корпорации монстров» (2001) он выступил уже в качестве режиссера.
Сегодня Питер Доктер — креативный директор студии Pixar. За собой он числит три «Оскара» — за фильмы «Вверх» (2009), «Головоломка» (2015) и Душа» (2020), шесть премий Enny и множество других наград.
2. Сюжет «Головоломок» вдохновлен взрослением дочки Доктера
В первой «Головоломке» мы видим девочку Райли Андерсон, в сознании которой стараются ужиться несколько базовых эмоций, во второй героиня подрастает, и теперь ее охватывают новые переживания пубертатного периода. Желание Питера Доктера лучше понять, что происходит во внутреннем мире 11-летнего ребенка, а затем и 13-летнего подростка, вылилась в более чем необычное семейное кино, наглядно объясняющее устройство нервной системы.
В сценарии также нашли отражение и эпизоды семейной истории, и даже увлечение реальной девочки по имени Эли Доктер популярной музыкальной группой. Во вторую «Головоломку» немало собственных детских и подростковых впечатлений вложил и Келси Манн, сменивший на этот раз Питера Доктера, теперь креативного директора студии, на режиссерском посту.
3. Сценаристов консультировали ученые
Создатели «Головоломки» хотели убедиться, что они правильно понимают, как устроен эмоциональный мир человека, и чтобы подготовиться к фильму, поработали с учеными — даже пригласили прочесть лекцию корифея американской психологии Пола Экмана, специалиста в области эмоций и межличностного общения. В результате на экране можно увидеть некоторые психические процессы, изображенные буквально — например, как трансформируются воспоминания, как устроено абстрактное мышление и, конечно, как дополняют друг друга различные эмоции.
4. Вначале эмоций было 27, но осталось 5
В первом фильме у девочки Райли было всего 5 простых и понятных эмоций: Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость (что еще может испытывать ребенок, которого пичкают капустой брокколи). Правда, сначала создатели фильма планировали их гораздо больше — 27, согласно советам психологов — консультантов фильма, — но в итоге остановились на пяти основных, чтобы вконец не запутать зрителя.
Во втором фильме над старыми знакомыми одержала верх команда новых эмоций, характерных для подростка, — неизбежная сегодня Тревожность, Зависть, Стыд, Хандра (Скука), а также Ностальгия. Интересно, что в начале работы над второй «Головоломкой» новых эмоций тоже было больше, но в итоге остались самые «выпуклые». Так, от придуманной исходно пары близняшек — Зависти и Ревности — в конце концов осталась одна Зависть: кинематографисты вовремя обратились к научным данным и выяснили, что на самом деле эти эмоции имеют между собой мало общего.
5. У каждой эмоции — своя символика
Если присмотреться, то можно увидеть, что каждая из эмоций смутно напоминает предмет, связанный с ней. Радость — это звездочка (хотя больше она похожа на лампочку), Грусть — это слеза, Гнев — огнеупорный кирпич, Брезгливость — брокколи, а Страх — это, буквально, оголенный нерв. Соответственно и цветами разных эмоций окрашиваются сферы воспоминаний Райли. Чем не способ рассказать, что жизнь устроена многогранно и на черное и белое не делится (вот и злодея в фильме толком нет, а ход сюжета питается взаимодействием персонажей, выступающих, по сути, на одной стороне).
При создании персонажей-эмоций получилось, что более «брутальные» из них относятся к мужскому полу, более «нежные и трепетные» — к женскому. Но на самом деле Питер Доктер объяснял, что авторы не вкладывали сюда никакого особенного смысла, а всего лишь действовали по законам комедии.
6. «Пульт управления» Райли растет вместе с ней
Эмоции Райли живут в «Штаб-квартире», из которой они и управляют разумом девочки. Находящаяся там «приборная панель» по мере взросления Райли становится больше и сложнее. А однажды на ней появляется красная кнопка, знаменующая наступление пубертата, и вскоре «рулить» Райли начнет Тревожность.
7. Пока обошлось без прокрастинации
Во внутреннем мире Райли есть пять «островов личности»: остров Озорства (это любимый остров Радости), Хоккея (это любимое увлечение героини), Дружбы, Честности и Семьи. Для новой «Головоломки» и повзрослевшей Райли сценаристы придумали область подсознания, отсылающую к известному нынче многим явлению, — «остров Прокрастинации». Однако, как и многие из первоначальных задумок, эпизод с ним пришлось выбросить — просто он не способствовал развитию сюжета.
8. Для разных миров мультфильма использовались особые операторские приемы
Человеческий мир в фильме снят словно пленочной камерой, с динамикой и ракурсами, характерными для обычных съемок на площадке. Пространство разума Райли выглядит совершенным благодаря сферическим линзам и точной фокусировке. А вот когда действует Тревога, тут в ход идут ручные камеры с дрожанием, размытие от движения и другие приемы, которые наглядно показывают, что Райли нервничает. В результате зрители сразу ощущают, где они находятся в фильме.
9. «Пасхалки» в «Головоломках» отсылают к другим фильмам Pixar
Как и в любом хорошем фильме Pixar, в «Головоломках» спрятано множество сюрпризов для поклонников Disney, включая знаменитый фургончик с пиццей, отсылки к «Рататую», «Вверх» и «В поисках Немо». А в классе Райли (под номером A113 — это отсылка к классу анимации в Калифорнийском институте искусств, который когда-то посещали пиксаровцы Питер Доктер и Джон Лассетер) в углу стоит глобус из «Истории игрушек», но это еще не все. На карте мира, висящей на стене, кнопками отмечены некие пункты. Они обозначают места действия всех фильмов Pixar.
10. Важную роль сыграла подростковая экспертиза
Поскольку создатели «Головоломки-2» — люди уже далеко не подросткового возраста, им необходимо было убедиться в правдоподобии того, что у них получается. Для этого они собрали группу из девяти девочек-подростков, окрестили ее «Команда Райли» и стали устраивать для экспертов по пубертату просмотры в студии каждые четыре месяца, чтобы получать честные комментарии к новым эпизодам. В итоге фильм вышел трепетный и искренний, и он по-настоящему берет за душу, не правда ли?