Ярмарку Cosmoscow в 2024 году посетило рекордное количество гостей — более 50 000 человек
Cosmoscow 2024 представила 91 галерею, на стендах которых гости ярмарки смогли увидеть более 1 500 произведений современных российских и зарубежных художников
12-й выпуск ярмарки объединил на одной площадке галереи из разных городов России и мира: Тегерана, Дубая, Бангкока, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Владивостока, Екатеринбурга, Воронежа и Уфы
В рамках дискуссионной программы Лектория Cosmoscow 2024 прошло более 15 дискуссий, в которых приняли участие эксперты в сфере современного искусства и журналистики
«Лучшим стендом» Cosmoscow 2024 был выбран стенд галереи Jessica
Онлайн-ярмарка на платформе TEO by Cosmoscow продлится до 4 ноября
В этом году 12-й выпуск Cosmoscow посетили более 50 000 человек, что стало абсолютным рекордом за более чем 10-летнюю историю ярмарки.
Ярмарка представила более 1 500 произведений современного искусства от 91 галереи. В рамках некоммерческой программы Фонд Cosmoscow показал проекты победителей своих программ 2024 года: «Музей года», «Институция года» и «Художник года». «Художник года» — Александра Гарт — представила произведение «Постоянство веселья и грязи» в виде массивной и обшитой деревянными досками конструкции из металла, тяжелый остов которой поддерживает размещенные по периметру фигуры коней, созданных из соленого теста. «Музей года» — Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал) — предложил вниманию посетителей интерактивную инсталляцию, посвященную библиотеке Арсенала, которую в ближайшем будущем ждут преобразования. «Институция года» — Центр городской культуры (Пермь) — была представлена стендом с выразительным архитектурным решением в виде ротонды. Изнутри сооружение оформлено самыми разными материалами, оставшимися от проектов, созданных в ЦГК за последние 8 лет.
Наградой «Лучший стенд» Cosmoscow 2024 была отмечена галерея Jessica. Стенд представлял собой отрывок из кинофильма, в котором герой мчится по ночной дороге, справа мелькают уставшие от маркетингового бремени, потрепанные билборды, слева проносятся деревни и ржавые велосипеды. Ощущение усталости от глянцевого мира и обещаний красивой жизни множеством картинок провожает нас вперед, в туманный рассвет. Концепция стенда, вдохновленная работой «Виола» Ивана Чемакина, была реализована при участии Ильи Гришаева, Грехта, Веры Светловой и Нестора Энгельке. Архитектура стенда принадлежит руке молодого дизайнера Антонины Мазепы из Maze Studio.
«Ночная дорога. Поля и растительность, придорожная реклама. Мы мчимся по трассе. За окном мелькают деревья и билборды, путь вперед. Прогресс, скорость, перемещение. Но дорога здесь условный образ, скорее это экран телефона со множеством открытых вкладок (картин). Наш мозг учится все их держать под контролем. Листать пальцем, останавливать, возвращается к предыдущей. Каталог интернет-магазина, соцсеть, журнал. Это достаточно наэлектризованный мир со множеством образов и значений. Мы не успеваем понимать их на этой скорости. Зрение устает и требуется отдых. Одно движение руки может сменить этот калейдоскоп картинок, и мы оказываемся на стартовой странице, статика, обои экрана — туманный рассвет», — рассказывает Иван Чемакин.
Cosmoscow 2024 продемонстрировала уверенные продажи. В топ самых дорогих работ, проданных в дни ярмарки, попали: работа Александра Косолапова за 7 400 000 рублей (Syntax Gallery); работа Сергея Шеховцова за 4 500 000 рублей (Elohovskiy Gallery); работа Ольги Чернышевой «Ноты» за 4 000 000 рублей (Iragui Gallery); работа Ольги Солдатовой «Над Москвой» за 3 600 000 рублей (галерея Евгения Шутко); работа Ирины Бойко «VOL» за 2 100 000 рублей (3L Gallery); гобелен Елены Поповой за 2 000 000 рублей (Artwin Gallery); работа «Весь мир вверх тормашками» арт-группы «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов) за 1 500 000 рублей (Галерея 9Б); работа Даниила Архипенко «Неоявь»за 1 100 000 рублей (Ural Vision Gallery).
Среди самых недорогих произведений: картина Натальи Таранцовой из серии «Числа» за 60 000 рублей (A-House), работа Матвея Шапиро «А так сразу и не видно» за 25 000 рублей (Сабстанция); объект Аки Сакаида за 20 000 тысяч (ULM); работа арт-группы «МишМаш» из серии «Ненавязчивый счет» за 5 000 рублей (SetProjects).
Впервые на ярмарке Cosmoscow были представлены работы современных иранских художников, что стало возможным благодаря компании «Культуринг». Участие Ирана в ярмарке отметилось большим успехом.
На ярмарке были представлены четыре иранские галереи — Artibition, Nam, Nian и Bashgah, которые показали живопись и скульптуры пятидесяти иранских художников, получив высокую оценку посетителей. В общей сложности галереи Ирана продали двадцать произведений. Самыми дорогими из них стали работы известных иранских художников Резы Дерахшани и Камрана Юсефзаде (YZ Kami), а максимальная цена за произведение составила 110 тысяч долларов.
Cosmoscow продолжается на платформе TEO by Cosmoscow
Ярмарка на территории «Тимирязев Центра» завершена, но Cosmoscow 2024 продолжается онлайн на платформе TEO и будет доступна до 4 ноября. TEO by Cosmoscow — онлайн-платформа по продаже современного искусства, основанная в 2020 году. ТЕО объединяет более 80 галерей, 850 авторов и 4 500 произведений, благодаря чему охватывает практически весь российский арт- рынок. Также на платформе представлены разделы «Зарубежное искусство» и «Дизайн».
Помимо покупок на платформе есть возможность ознакомиться с ценами, получить консультацию, заказать предварительный просмотр и примерку, поторговаться за произведения онлайн.
Дискуссионная программа
Тема: (нео)сюрреализм
В этом году программу Лектория Cosmoscow курировала Дарья Пыркина — кандидат искусствоведения, куратор, исследователь, преподаватель истории искусства и кураторских практик, академический руководитель программы «Практики кураторства в современном искусстве» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Основная тема образовательной программы этого года — сюрреалистическая традиция и ее интерпретация в современном искусстве и реальности. Посетители смогли посетить лекции об истоках сюрреализма, дискуссии об иммерсивных выставочных практиках сюрреалистов и беседу с художниками и искусствоведами о сюрреалистической традиции и ее актуальности сегодня.
«Глазами коллекционера». «Глазами коллекционера» — ежегодный специальный проект некоммерческой программы ярмарки Сosmoscow, посвященный частным коллекциям. В этом году он принимал Фонд «Новые коллекционеры», который занимается поддержкой практик коллекционирования и способствует проявлению роли коллекционера в системе культурных процессов.
Выставка «Настоящее продолженное» представила избранные произведения из собрания сооснователя Фонда Екатерины Лапшиной: объекты, графику, живопись, фотографию. Центральное место в экспозиции заняли видеоработы, что подчеркивает особое внимание Екатерины к новым медиа. Следуя своему интересу, она стала меценатом ГМИИ им. А. С. Пушкина, активно участвуя в развитии музея и в пополнении его коллекции медиаискусства.
Limonov Art Foundation. LAF (Limonov Art Foundation) — некоммерческий негосударственный фонд поддержки и развития современного российского искусства. Фонд работает с независимыми художниками и кураторами, предоставляя возможность реализации масштабных и самых смелых художественных идей. Задачей фонда является продвижение современного российского искусства на национальном и международном уровне путем выстраивания грамотного взаимообмена и сотрудничества с различными галереями, музеями, самоорганизациями, междисциплинарными площадками. Фонд представляет выставки на основе произведений из своей коллекции, организует специальные проекты знаковых авторов российской арт-сцены и открывает новые молодые имена.
На Cosmoscow 2024 фонд LAF представил моно-проект графических произведений Маши Ша, созданных за последнее время. Ша — поэт эфемерной, полуабстрактной графики. В качестве основы для своих работ она предпочитает тончайшую, невесомую кальку, белого или слегка пожелтевшего цвета, поверх которой смело наносит экспрессивные, жирные штрихи графитом или цветными карандашами. Ей интересно изображать неоконченное превращение, осциллирующее между недосказанностью и завершеностью. Это могут быть слова, услышанные в музыкальных треках, или обрывки фраз, увиденные на страницах книг, билбордах. Или случайно схваченные чувственные образы, балансирующие между абстракцией и фигуративом, с плавной линией взаимопроникающих структур. Для специального павильона на ярмарке Маша подготовила новую серию работ, со вспыхивающими абсурдистскими строфами поэзии Хлебникова и Хармса, дематериализующими изображение, растворяющими его в стихии цвета и света.
Видеопавильон коллекции Дениса Химиляйне: Евгений Гранильщиков. Череда катастрофических событий, произошедших с началом эпидемии коронавируса, обратила наше внимание на тело: на его базовые ресурсы и возможности. Тело посылает нам простые сигналы. Иногда мы прислушиваемся к ним, иногда игнорируем. В этом состоит наш витиеватый диалог с самими собой, то есть буквально наш диалог с нашим собственным телом, в котором мы спорим с ним или соглашаемся и в конечном итоге проживаем эту жизнь.
Персидская секция. Раздел персидского искусства на Cosmoscow, организованный при поддержке компании «Культуринг», представил не только достижения опытных мастеров, но и продемонстрировал смелость и креативность молодых и современных иранских художников. Эти художники не просто следуют современным мировым тенденциям, но и выражают в своих работах богатую и многослойную культуру Ирана. Их творчество дает глубокое представление о постоянно развивающемся искусстве страны.
Этот раздел включал в себя работы авторов из состава четырех известных иранских галерей — Artibition Gallery, Baashgaah Gallery, Nian Art Gallery, NAM Art Gallery, которые впервые представили современные и модернистские произведения искусства Ирана в России.
SOUND UP. 26 октября фестиваль неординарных музыкальных событий SOUND UP представил новый проект в рамках ярмарки современного искусства Cosmoscow
Уникальное мультимедийное событие на стыке музыки, иммерсивного театра, видеоарта «SOUND UP performa: korowod» прошло при участии художника Ильи Старилова, режиссера Юрия Квятковского, группы Zventa Sventana и фольклорного ансамбля РАМ имени Гнесиных, исследовав тему фольклора в современной культуре. За один час музыканты совершили увлекательное путешествие от подлинных песен русской деревни до техно-вечеринки.
ТЕО by Cosmoscow. Онлайн-платформа TEO by Cosmoscow представила междисциплинарный проект, нацеленный на попытку переосмысления феномена времени как физического явления и философского концепта.
Специально для ТЕО by Cosmoscow композитор Егор Ткаченко представил саунд-арт, вдохновленный визуальными и семантическими ассоциациями с работой часовых механизмов. Гости ярмарки могли «подслушать» ход времени через музыкальные композиции, созданные на основе внутреннего звучания нескольких моделей часов, и найти визуальные пересечения между художественными образами из различных десятилетий. На стенде были показаны редкие работы и тиражная графика представителей ленинградского андеграунда (Тимур Новиков, Инал Савченков, Андрей Крисанов), коллажи и объект Паруйра Давтяна, живопись Игоря Скалецкого, графика и скульптуры Владимира Чернышева, фотографии Джеймса Хилла, инсталляция Дианы Капизовой.
Спецпроекты Cosmoscow 2024
Casarte x Леонид Тишков. Проект бренда премиальной бытовой техники Casarte и художника Леонида Тишкова для ярмарки Cosmoscow был посвящен мастерству создания гармоничного художественного и личного пространства. Леонид Тишков исследует тонкие грани между внутренним миром человека и окружающей реальностью, создавая поэтические изображения и приглашая зрителя в сюрреалистические инсталляции, в которых можно побыть рядом с персональной луной или личной звездой. Для бренда Casarte, в основе которого лежит гармония технологии и стиля, художник создал инсталляцию «Лунный дом», которая исследует взаимодействие времени, пространства и человеческой памяти через образ дома — как укрытия и места принадлежности, где человек находит успокоение и комфорт.
HUTTON. Девелоперская компания HUTTON совместно с художником, дизайнером и основателем студии Supaform Максимом Щербаковым представила инсталляцию «Вчерашнее завтра», которая раскрывает концепцию квартала LUNAR. Пространственная инсталляция HUTTON — место, где время перестает быть линейным. Это объектный портал между эпохами, в котором ретрофутуризм как символ дуализма времени служит мостом, соединяющим наследие прошлого с ожиданиями будущего, и раскрывает философию роскошного минимализма. В центре инсталляции — ретрофутуристическая гостиная, идейная основа которой — масштабная живописная работа. Детали интерьера и предметы коллекционного дизайна оживляют абстрактный плоскостной сюжет в пространственных объемах, повторяя его с помощью схожей цветовой палитры объектов. Насыщенные оттенки создают тонко сбалансированный визуальный образ.
В то же время мебель, представленная в экспозиции, не просто отражает эпоху, а предлагает уникальный взгляд на вещи, в которых прошлое и будущее существуют одновременно. Плавные линии, глубокие краски, необычные материалы — все это складывается в гармоничную картину, где предметы разговаривают друг с другом на языке времени.
MR Group. MR Group и Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow представили совместный проект — парк скульптур под открытым небом на территории жилого комплекса JOIS. Для Cosmoscow это первое в истории партнерство с девелопером, в рамках которого предметы искусства галерейного уровня станут частью жилой среды.
«Свет — важнейший фактор нашего эстетического опыта и действенный инструмент в руках художника. При определении темы мы исходили из особенностей жилого комплекса JOIS, которые делают его исключительным среди архитектурных объектов столицы. Нас вдохновили стеклянные фасады устремленных в небо башен JOIS и просторные открытые солнечному свету террасы», — объясняет концепцию парка скульптур Маргарита Пушкина.
ēdomo. Для своего первого участия в Cosmoscow концепт-стор ēdomo создал уникальное пространство в стиле contemporary, отразив эстетику и философию бренда — премиальное качество, внимание к деталям и стиль вне времени. Стенд бренда воплотил идею о стирании границ между предметами интерьера и объектами производства, позволяющего создавать эксклюзивные изделия любых форматов.
THE UGLY DUCK (TUD). На Cosmoscow TUD представил уникальные арт-объекты, созданные в коллаборациях с известными личностями и брендами со всего мира, которые, как и «гадкие утята», преодолели все трудности и достигли вершин успеха. Среди них — Punk Me Tender, Майк Тайсон, Pantone, Майкл Джексон, Жан-Мишель Баския, Chupa Chups, Фрида Кало и Хариф Гузман.
Каждый арт-объект TUD — это история о том, что смелость быть собой, выделяться и искать свой путь может привести к самым неожиданным вершинам.
12 STOREEZ х Никита Паречин. Диптих «Заполнение светом» и «Растворение структуры» создан в творческом тандеме художника Никиты Паречина и креативного директора 12 STOREEZ Ирины Голомаздиной — эти работы передают ощущение созерцания и погружения в гармоничные природные циклы.
Картины стали эскизами для деликатного принта на лимитированной серии платков из тонкого тутового шелка, созданных 12 STOREEZ специально для Cosmoscow.
The Act х Галина Агафонова. В коллаборации художницы Галины Агафоновой и бренда уходовой косметики The Act «25-й час» воплотились мечты о дополнительных 60 минутах для себя и доступности красоты здесь и сейчас, среди суеты и хаоса повседневности.
Художница создала тотальную инсталляцию, которая переносит зрителя в пространство заветного «25-го часа», позволяя посвятить его ритуалам и процессам, отложенным в бесконечной гонке реальности. Центром инсталляции предстаёт вендинговый аппарат со средствами для ухода за собой, который приглашает к взаимодействию каждого посетителя ярмарки. Проводником в заветное путешествие к себе станет крем для тела с ароматом арабского жасмина и орехового пралине, созданный The Act специально для Cosmoscow.
Black Square. Программа поддержки и развития искусства Black Square представили стенд, созданный художником Романом Сакиным. Павильоны–киоски, разработанные художником, позволяют заглянуть внутрь разных номеров журнала и телеграм-канала «Пристально от Black Square». Эти павильоны также задуманы как «пространства осмысления», позволяющие отключиться от контентного шума и посвятить несколько минут интерпретации и осознанию увиденного; нацеленность на исследование и глубокое осмысление современной культуры — это центральная идея всех инициатив Black Square.
Частная школа «Алгоритм». В этом году традиционно на ярмарке работает программа Cosmoscow Дети, организованная партнером — частной школой «Алгоритм». Юные гости погрузятся в пространство, вдохновленное принципами мастерских Баухаус, которое сотрет границы между художником и ремесленником, подтолкнет на создание новых уникальных форм.
В течение работы программы маленькие ценители искусства обучатся азам прикладных практик под руководством мастеров школы, почувствуют себя настоящими творцами в pop-up студии, сходят на экскурсию с гидом или самостоятельно.
«РБК Стиль». На ярмарке Cosmoscow «РБК Стиль» представили два проекта: собственный стенд с экспозицией произведений современных художников, становившихся обложками печатных номеров «РБК Стиль», а также инсталляцию-размышление на тему «На что вы смотрите? А что вы видите?».
Для издания всегда была важна сопричастность миру современного искусства и культуры: все обложки печатных номеров были придуманы и воплощены вместе с современными художниками, представителями разных поколений, школ и направлений. Это не готовые работы, а произведения, которые авторы создавали специально для «РБК Стиль». Дмитрий Гутов, Артем Филатов, Павел Пепперштейн, Надя Лихогруд, Никита Лукьянов, Устина Яковлева, Миша Никатин, Яков Хомич, Ахмат Биканов, Варя Павлова, Дмитрий Кавка, МишМаш, Алиса Гвоздева, Дарья Емельянова, Оксана Горяева, Кирилл Доешвили, Эрик Булатов, Лев Повзнер, Александра Гарт — примеры художников, чьи произведения стали отражением момента и взглядом на нас сегодняшних, как и сами номера. Обложки, которые за это время сложились в целую групповую выставку, оказываются пространством для экспонирования, а также возможностью для дискуссии, поиска и обретениясмыслов.
Инсталляция «На что вы смотрите? А что вы видите», которая расположилась на внешней стороне стенда, продолжит линию проекта «РБК Визионеры», а также интересующий нас контекст: ведь смотреть мы можем на одно и то же, но приэтом увидит каждый из нас что-то свое.
«Мясной дом Бородина». Still Life — проект бренда колбас и деликатесов «Мясной дом Бородина». Знакомое искушенному глазу барочное убранство стенда объединил предметы 10 художниц, работающих с различными материалами: фарфор, керамика, пластик, силикон и т. д. Каждый объект приглашает погрузиться в интеллектуальную игру разгадки метафор и аллегорий о современности.
Бренд «Мясной дом Бородина» не раз участвовал в коллаборациях с художниками и галереями и видит особую миссию в поддержке и представлении молодых художников. Подобно художественным мастерским эпохи фламандского натюрморта, эта тотальная инсталляция дает пространство для совместного представления разным художницам: Саше Нестеркиной, Саше Пучковой, Дарье Неретиной, Диане Капизовой, Алине Бровиной, Алисе Гвоздевой, Наталье Барановой, Маше Колосовской, Светлане Цепкало, Татьяне Котеночкиной.
Глубокому ассоциативному погружению в инсталляцию способствует включение в натюрморт ольфакторного искусства от парфюмера и ольфакторного художника Мая Стерлиговых. Куратор проекта — Дарья Тишкова.