Не так давно продюсер Иосиф Пригожин пожаловался на то, что ему легче договориться с ХАМАС, чем со своей мамой, которая не хочет уезжать из Израиля. На все предложения своего звездного сына она отвечает, что ее «там все абсолютно устраивает». И мы решили поинтересоваться — а что конкретно устраивает в Израиле российских пенсионеров? И выяснили, что жизнь после переезда часто бывает не такой уж и радужной.
Пенсия — только с местным стажем
У пожилых репатриантов из России по израильским меркам не так много денег. На российскую пенсию здесь элементарно не прожить, а если человек ни дня не проработал в Израиле, то местная пенсия ему не положена — только после 12 лет трудового стажа от звонка до звонка. Начислят разве что пособие, но оно не очень-то велико.
Больше половины пенсионеров-репатриантов работают
Зато в Израиле можно работать даже в 70 лет. Несмотря на то, что пенсионный возраст для женщин составляет от 62 до 65 (зависит от года рождения), а для мужчин — 67. По данным Министерства абсорбации, в Израиле работают 17% местных пенсионеров и 58% приезжих. Как гласит известная израильская мудрость, пожилым везде у нас дорога. Вот и трудятся российские репатрианты в Израиле не покладая ничего.
Без языка никуда
Если человек переехал в Израиль, когда пенсионный возраст уже наступил, а в иврите он ни в зуб ногой даже со словарем, на приличную должность он может и не надеяться. Максимум, что ему светит, это уборка улиц, работа на фабрике, уход за другими пожилыми. Доход пусть и стабильный, но очень небольшой.
Пенсионеры в Израиле — категория такая же льготная, как и в России. Разве что сами льготы отличаются. Пожилые люди могут рассчитывать на 50-процентную скидку на проезд в автобусах, трамваях и поездах, также есть скидки на уплату налога на недвижимость, оплату коммуналки, получение социального жилья, если оно необходимо.
Заглянут в кошелек
У репатриантов пенсионного возраста также есть право на пособие по старости с надбавкой. Правда, при соблюдении двух условий: они нигде не работают, а на счету в банке меньше 51 тысячи шекелей (около 1,2 миллиона рублей. — Прим. ред.). Несмотря на выплаты, безоблачной их жизнь не назвать, но, во всяком случае, сводить концы с концами можно.
Есть жилплощадь в России — надбавки не видать
Пособия с надбавкой, впрочем, положены не всем пенсионерам подряд. Если у гражданина, предположим, есть квартира в России (даже доля), пенсионный фонд с его пенсионнофондовской логикой решит, что человек получает прибыль с недвижимости. И новоиспеченному израильтянину вряд ли удастся доказать обратное. Так что квартиру лучше заранее переписать на родственников.
Ощутимый плюс
Но даже при всех подводных камнях израильской бюрократии главным плюсом для переехавших пожилых людей остается доступная медицина. Операции, которых в России приходится ждать не один месяц, в Израиле проводят достаточно быстро. Да еще и по символической стоимости. Например, если операция на сердце здесь обычно стоит порядка семи тысяч долларов, то пожилым придется заплатить только страховые взносы — а это всего 100 шекелей.
А для тех, кто намерен когда-либо посетить Ближний Восток с туристическими интересами, у нас найдется 5 вещей, которыми Израиль разрывает шаблоны туристов.