В Древнем Египте
Основные имена: Амон-Ра • Осирис • Птах • Гор • Хнум • Нут • Сет
Египетский иероглиф для слова «цвет» имеет дополнительное значение «существо, природа, характер, нрав» и даже «внешний вид». Это свидетельствует о том, что цвет был важной и неотъемлемой частью древнего мировоззрения.
Важную роль в жизни Древнего Египта играли голубой и синий — цвета безоблачного неба и животворящих вод Нила. Голубым раскрашивали одежды благих богов на фресках, им покрывали глиняную посуду для пищи и земледельческих ритуалов плодородия.
Цвет воды, без которой в засушливом климате невозможен урожай, означал жизнь. Синий — это также цвет Амона-Ра, иногда Осириса. Божества Птах, Гор, Хнум, Нут зачастую изображались с синими телами.
Почитался египтянами и зеленый цвет, который ассоциировался с растительностью, дающей под палящим солнцем пустыни жизнь. Этот цвет знаменовал усиление всех существующих благ. Зелень напоминала об изобильных полях загробного мира, некоего подобия христианского рая.
Зеленый в Древнем Египте означал также воскрешение и зарождение новой жизни, питание и достаток. Владыка загробного мира Осирис всегда изображался с зеленью или зеленокожим. Этот цвет, наряду с голубым, использовался в обрядах, связанных с плодородием.
Красный был основным в ритуалах, посвященных Сету. Бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти изображался с красными глазами и красными волосами. Этот цвет считался цветом опасностей, которые неподвластны человеку. Красными чернилами писали иероглифы, означающие зло и демона неудачных дней.
Белый был цветом чистоты. Одежда жрецов чаще всего была белого цвета, да и бо́льшую часть священных предметов делали из белого алебастра. Священных животных, например волов, коров, бегемотов, также изображали белыми.
Главное
Основным цветом Древнего Египта был золотой, олицетворяющий яркое солнце и пески пустыни. Таким образом, этот цвет символизировал самые сокрушительные силы и являлся атрибутом величайших божеств. Древние египтяне верили, что плоть и кости богов состоят из золота, потому изготавливали статуи идолов из этого металла или раскрашивали их желтым цветом.
В Древней Индии
Основные имена: Кали • Яма • Вишну • Брахма • Шива
В текстах Древней Индии описываются магические ритуалы, в которых фигурируют преимущественно красный, белый и черный цвета. Например, в «Махабхарате» распределение цветовой символики для божеств и демонов связано с родом их занятий: так, богиня любви и красоты одета в белое; волшебный конь, воплощающий бессмертие богов, тоже белоснежный; демоны — черные; богиня смерти Кали — темно-синяя, в красной одежде и с окровавленным ртом, а Яма, бог мертвых, покрыт алым плащом.
С цветовой магией связано и древнеиндийское учение о гунах. В трактате «Санкхья-карика» философа Ишваракришны три основных цвета соответствуют трем гунам, то есть «нитям существования мира»: саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность.
Раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Тамас (черный или синий) может быть понята как чувство подавленности, заторможенности, склонности к апатии.
Поскольку гуны соответствуют духовной сущности людей, воздействие на эти нити может изменить не только состояние человека, но и его природу. Учение о гунах определило трактовку модели Тримурти (трех верховных божеств как космологических функций Абсолюта): Вишну олицетворяет действие саттвы, Брахма — раджаса, Шива — тамаса.
Главное
Наиболее ярко древнеиндийская цветовая магия проявилась в учении об ауре. Это сияние вокруг головы и всего тела, цвет которого определяется физическим и психическим состоянием человека. Цвет ауры недоступен обычному взгляду. Чтобы увидеть так называемые астральные цвета, необходимо совершить определенные магические действия или обладать сверхъестественными способностями.
В Средневековой Европе
Основные понятия: Белая магия • Черная магия • Религия • Ересь • Бог • Дьявол • Амулет • Заклинание • Гримуар
В эпоху Средневековья статус магии кардинально поменялся. Господствующая в Западной Европе католическая церковь и активно поддерживающие ее светские власти жестоко преследовали тех, кто практиковал ритуалы древних культов.
Магия считалась атрибутом дьявола. Начиная с середины XV века гонения на магов и колдунов стали бескомпромиссными и нередко заканчивались казнью.
Сложилась специфическая ситуация. С одной стороны, колдовские обряды и ритуалы провозглашались ересью и служением дьяволу, а с другой стороны, люди не хотели отказываться от надежды получить желаемое, воздействуя на реальность с помощью заклинаний и амулетов. Ведь сама церковь включала в свои обряды элементы древних магических ритуалов.
В попытках примирить магию и религию в эпоху Средневековья сформировалось представление о черной и белой магии. В реальности же все было не так однозначно. По сути, «белые» и «черные» маги обращались к одним и тем же силам, практиковали схожие ритуалы и пользовались одними и теми же предметами.
Удивительно, но среди авторов гримуаров, то есть книг, в которых описывались древние магические заклинания и процедуры, было много служителей церкви.
Квинтэссенцией официально разрешенной магии, активно использующей цветовую символику, стала алхимия.
Главное
Белая магия считалась доброй, светлой и богоугодной. Человек, использующий ее, обязательно апеллировал к Господу, включая в ритуалы молитвы и обращения к святым. Люди, практикующие белую магию, могли рассчитывать на снисхождение церкви.
Черная магия, напротив, считалась вредоносной и связывалась с силами зла и тьмы. Ее адепты обращались за помощью к дьяволу, практиковали ритуалы вызова демонов и даже человеческие жертвоприношения.
Цвет и современная магия
Основные имена: Филипп Боневитс
В настоящее время делить магию исключительно на черную и белую уже немодно. Во многом это связано с тем, что современные маги стремятся угодить разным «клиентам».
Филипп Боневитс в своей книге «Реальная магия» (1970) представляет все цветовое разнообразие магических практик.
Оранжевая магия. Имеет дело с эгоизмом и материализмом, гордостью и уверенностью в себе, мужеством и надежностью. Этот вид магии связан с физическими и экономическими науками.
Желтая магия. Это магия разума и нервной системы. Она включает в себя математику, логику и философию. Желтая магия связана с обучением, систематизацией и теоретизированием.
Зеленая магия. В настоящее время включает в себя ботанические науки, плодородие и творчество, аспекты красоты и искусства.
Голубая магия. Включает в себя религию, экстрасенсорное восприятие, спиритуализм, гадание, теологию и общественные науки.
Магия индиго. Первоначально цвет символизировал способность вызывать дождь и управлять погодой. С тех пор магия индиго распространилась на другие «небесные» науки, включая астрономию, астрофизику, путешествия во времени и пространстве.
Пурпурная магия. Это магия, связанная с любовью, похотью, ненавистью, страхом, гневом и экстазом. Вопросы власти и политических наук также традиционно связываются с этим цветом.
Ультрафиолетовая магия. Эту магию Боневитс считает самоубийственной, так как она воздействует на психику самого мага.
Коричневая магия. Это магия лесов и полей, животных и охоты. Связана с экологическими науками.
Главное
Внимание к «окраске» магии неслучайно. Ее современные адепты считают, что цвет обладает способностью придавать заклинанию дополнительный смысловой оттенок, усиливая его значение и силу. Именно поэтому практикующий магию человек должен тщательно относиться к выбору цвета инструментов, одежды и предметов для ритуала.
Десакрализация цвета
Цвет и приметы
Основные понятия: суеверие • мода • романтизм • настроение • система символов • светские сплетни
XVIII–XIX веках с цветом было связано множество примет и суеверий. Чаще всего в этих случаях фигурировали черный, белый и красный цвета. Наиболее устойчивой оказалась символика первого, которая связывалась с темными потусторонними силами и смертью.
До начала XIX века черную одежду носили только в знак траура, но к 1820-м годам распространившаяся среди аристократической молодежи романтизация смерти и мистических сил сделала модными черные фраки.
Однако это не помешало обществу культивировать мрачные приметы. По-прежнему появление «дамы в черном» на балу, именинах, крестинах и других праздничных действах наводило панический страх на суеверных хозяев.
Увлечение «потусторонней» романтикой, рассказами о вампирах и выходцах с «того света» также повлияло на отношение к красному цвету. Если прежде он связывался с очищением и божественным огнем, то в XIX веке в нем стали усматривать связь с иными, отнюдь не небесными силами. Свидетельством тому служит существование многочисленных оттенков «адского пламени» и «адского огня».
Белый, продолжая оставаться символом чистоты, утратил свою популярность. Считалось, что надевать белое платье пристало только совсем юной и невинной девушке, да и то в особых случаях.
С цветом связывали выражение внутренних ощущений и настроений. Существовала система символов, которой придерживались при выборе ткани и цветущих растений. Одни цвета находили подходящими для людей зрелых, другие — для юных.
Таким образом, в XVIII–XIX веках цвет окончательно «спустился с небес на землю».
Главное
В одной из книг конца XIX века приводится перечень цветовых значений: розовый цвет — любовь; ярко-красный — огонь и страсть; зеленый — надежда; голубой — вера; синий — верность; темно-серый — отчаяние; желтый — измена. Из этого следовало, что красные цветы барышне дарить неприлично, а желтые — оскорбительно; розовое платье юной особы может означать согласие на предложение о браке и т. д.
Отрывок из книги Марины Голубевой «Главное в истории цвета. Искусство, мифология и история от первобытных ритуалов до Института цвета Pantone». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023.
Читайте книгу целиком
История цвета — от древних ритуалов до Института цвета Pantone. С древнейших времен цвет завораживал человека: его использовали в черных ритуалах и в оформлении священных обителей. Он был сакральным явлением и становился частью массовой культуры. Без цвета во всем его многообразии мы не смогли бы наслаждаться живописью. В этой книге феномен цвета рассмотрен с разных точек зрения: с мифологической, символической, искусствоведческой и т. д.