Экскурсия — особый жанр устного повествования, и порой гиды отходят от энциклопедической точности в угоду захватывающему сюжету. Подход к информации у каждого свой, например, если знать китайский, то, проходя мимо группы туристов из КНР в Петербурге, можно услышать, как Ленин выгнал из Зимнего дворца своего брата Петра Великого (вместе с его женой Екатериной Второй) и устроил революцию. С точки зрения любого образованного человека в нашей стране, рассказ, конечно, чудовищный. Но есть и другие примеры конструирования туристического мифа, не столь вызывающие.
Так, историю Сочи и окрестных мест иногда пытаются увязать с самыми яркими образами античной мифологии, например, с Гераклом и аргонавтами, и это в корне неверно, считает сочинский краевед Владимир Костиников. Впрочем, и без Золотого руна ляпов в материалах об истории Сочи предостаточно, уверен Костиников. Семь ошибок, которые повторяют друг за другом блогеры, туристы и экскурсоводы, Костиников
Рыба, съевшая малярию
«Во всём мире признают победителем малярии ученого Пауля Мюллера, открывшего инсектицидные свойства ДДТ. За спасение миллионов жизней, в том числе и сочинцев, Мюллер получил Нобелевскую премию», — рассказывает Владимир Костиников.
«В Сочи рассыпали ДДТ тоннами вручную и с самолетов. Занимались этим по всему югу России ростовские ученые, получившие за уничтожение малярии Сталинскую премию. Но сочинцы ставят и ставят памятники рыбам», — недоумевает краевед.
Поясним: краевед имеет в виду памятник рыбе гамбузии у пересечения улиц Ромашек и Ленина в Адлере. На памятнике указано, что малярия в этих местах прекратилась после того, как в 1925 году сюда завезли гамбузию, которая истребила обитавших на болотах комаров.
Безрукий Геракл
В ноябре 2020 года на одной из смотровых площадок вдоль Краснополянского шоссе установили скульптуру, изображающую Геракла. Владимир Костиников недоумевает: как связан герой древнегреческих мифов с Сочи? И почему одетый в шкуру Немейского льва силач остался без обеих рук?
Краевед рассказывает, что памятник отсылает к легенде о том, как Геракл потерял своего друга Гиласа. Тот ушел за водой, но у источника Гиласа соблазнили нимфы.
«Почему сочинцы должны сопереживать титаническим страданиям Геракла — не понятно», — разводит руками Костиников.
Золотое руно
Однажды в Художественный музей Сочи попала археологическая коллекция, найденная в долине Мзымты местным кладоискателем, рассказывает Костиников.
Осмотр местонахождения указанных предметов был произведен 23–24 сентября 1997 года археологом из Санкт-Петербурга В. А. Семёновым. Специалисты Эрмитажа датировали находки V веком до нашей эры. Значительная часть клада — предметы конского снаряжения.
«Директор Художественного музея, получив данные всех экспертиз специалистов, тем не менее захотел, чтобы этот клад стал „Кладом аргонавтов“. Так он и экспонируется в музее. Напомню, что в предании о путешествии „Арго“ к Фазису (это Грузия, а не Сочи) отразились события веков за XII до нашей эры, а Мзымтинский клад датируют лет на 600 позже. В кладе — сарматское конское, а не греческое морское снаряжение. Но возле Художественного музея устанавливается „Золотое руно“. Зачем Сочи чужая мифология?» — задается вопросом Костиников.
Могила «пионера чая»
Иуда Кошман знаменит тем, что первым начал выращивать чай на территории современной России. Именно Кошману мы обязаны краснодарским (или сочинским) чаем. До этого считалось, что чайные кусты невозможно выращивать севернее Аджарии.
Агроном получил урожай в самом начале XX века в селении Солохаул, сейчас это Лазаревский район Сочи. На памятнике Кошману в Солохауле значится, что он родился в 1838 году, а значит, дал начало своим плантациям, будучи в почтенном возрасте около семидесяти лет. Эту дату Костиников считает грубой ошибкой.
«Авторы памятника считают, что это в 70 лет Кошман вдруг решил начать новую жизнь и десять лет в скальном грунте вырубать лунки для посадки чая на площади двух десятин. Десятки сочинских экскурсоводов с удовольствием повторяют эту очевиднейшую нелепицу», — негодует краевед.
По данным Костиникова, Кошман поселился в Солохауле в 34 года, и было это в 1905-м.
«Якорь и пушка»
Этот памятник в начале Морского переулка установлен по инициативе и на средства ротмистра Леонида Федосеевича Долинского 23 апреля 1913 года в память 75-летия основания Сочи. Надпись об этом, сделанная из осколков, объясняла смысл памятника до середины XX века.
«И вдруг! На памятнике появилась надпись, что он установлен в честь Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Поразительная метаморфоза!» — удивляется Владимир Костиников.
Первый врач Сочи
Первым врачом приморского города сейчас называют Аркадия Львовича Гордона. Памятник ему установлен у дома по улице Приморской, 4.
«Это совсем уж неприличная история для города, гордящегося историей своих врачей. Первым врачом Сочи был Николай Алексеевич Капацинский», — указывает Костиников.
В 1838 году Капацинского назначил своим приказом основатель крепости на берегу Сочи Андрей Михайлович Симборский. Кроме лечения ранений, Капацинский много занимался разработкой методов лечения малярии, о чём он написал в «Московский врачебный журнал» большую статью, где много рассказывал и о своей службе в Сочи и Адлере.
«В начале XX века, кроме Гордона, в Сочи работало больше десятка других достойных медиков. Поразительно, что в „городе медиков“ Сочи никто не удосужился заняться поиском подлинных имен первых врачей», — пишет Костиников.
Верещагинский мост
На этом виадуке есть бронзовая доска, которая утверждает, что автор проекта — Юрий Сергеевич Львов.
«Но, как мы знаем, значительная часть монументов и памятных досок в Сочи — это чистые недоразумения! Сам Львов в своей статье про Верещагинский виадук умудрился ни разу не назвать имя автора проекта. На самом деле автором проекта Верещагинского виадука является профессор, доктор технических наук Николай Михайлович Митропольский», — разъясняет краевед.
В августе 1934 года он сдал проект для утверждения в ЦУДОТРАНС, откуда его передали уполномоченному ЦИК СССР А.Д. Метелёву. В августе 1934 года начались земляные работы, а в сентябре — бетонные.
В день открытия Верещагинского виадука имя автора проекта все знали, Николай Михайлович прислал приветствие мостостроителям, но сам не смог приехать. Юрий Львов же был начальником строительства моста.
«Конечно, он проектировал детали моста, но не был главным проектировщиком. Мне совершенно непонятно, почему имя выдающегося ученого-мостостроителя, профессора, доктора технических наук, автора множества учебников для мостостроителей было стерто из сочинской истории», — говорит Костиников.
Читайте также, почему город инков Мачу-Пикчу на самом деле нужно называть по-другому.