1961 год — разгар хрущевской оттепели, начало космической эры, время перемен, радости и надежд, а в искусстве — время переосмысления судьбы человека, новых героев и новых сюжетов. Портал Vokrugsveta.ru вспоминает о важных киноработах начала 1960-х, определивших на годы вперед развитие отечественного кинематографа.
«Алые паруса»
Режиссер: Александр Птушко
Безыскусная романтическая история, поставленная главным киносказочником СССР по повести Александра Грина, не просто стала символом верности мечте, но еще убедительно доказала — вполне в соответствии с коммунистическим идеалом, — что чудеса можно и нужно делать своими руками. Снимали фильм в Крыму, в Коктебеле и Ялте, на паруса пошел шелк, из которого шили пионерские галстуки. Критики громили картину, однако она имела грандиозный зрительский успех. Анастасию Вертинскую, дебютировавшую в роли Ассоли, и Василия Ланового, сыгравшего роль Грея, называли самой красивой парой советского кино.
«Пес Барбос и необычный кросс»
Режиссер: Леонид Гайдай
Впервые на экране появляется комическое трио Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Сюжет короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» о браконьерах, собравшихся глушить рыбу динамитом, режиссер почерпнул в стихотворном фельетоне, найденном в старой газете. Фильм, вышедший в составе киноальманаха «Совершенно серьезно», полюбился отечественному зрителю, вошел в число номинантов на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и получил почетный диплом на фестивале в Сан-Франциско.
Вскоре жулики Трус, Балбес и Бывалый возвратилась к зрителю в короткометражном фильме «Самогонщики» — туда попали гэги, не вошедшие в первую ленту. Ее оглушительного успеха второй фильм не повторил, однако впереди у комического трио было еще несколько полнометражных картин, ставших знаковыми для эпохи 60-х.
«Полосатый рейс»
Режиссер: Владимир Фетин
Фильм, ставший классикой советской комедии, режиссер Фетин снял по сценарию капитана дальнего плавания и писателя Виктора Конецкого. В свое время он для цирка перевозил по морю белых медведей, и животным удалось выбраться из клеток, — на экране же разгуливают по палубам сухогруза и пугают пассажиров тигры и львы. Смелую племянницу капитана, укротившую зверей, сыграла профессиональная дрессировщица и артистка цирка Маргарита Назарова. Роль незадачливого буфетчика, вынужденного путешествовать бок о бок с хищниками, стала одной из самых запоминающихся в карьере Евгения Леонова.
«Карьера Димы Горина»
Режиссеры: Фрунзе Довлатян и Лев Мирский
В лирической комедии о слегка неуклюжем, наивном и добром интеллигенте, который волею судьбы попадает на коммунистическую стройку в тайге, сыграл свою первую главную роль Александр Демьяненко, создатель бессмертного образа Шурика в фильмах Леонида Гайдая. В роли одного из монтажников-высотников, по совместительству шофера, выступил Владимир Высоцкий — для него это была, по сути, первая полноценная работа в кино. В исполнении Майи Кристалинской в фильме звучит песня «А снег идет», которую композитор Андрей Эшпай написал на стихи Евгения Евтушенко.
«Друг мой, Колька!»
Режиссеры: Александр Митта и Алексей Салтыков
Одну из первых кинодрам о школе и школьниках сняли по пьесе драматурга Александра Хмелика начинающие кинематографисты в качестве дипломной работы. Главные роли взрослых сыграли театральные актеры, занятые в одноименном спектакле в постановке Анатолия Эфроса, также в съемках приняли участие Юрий Никулин и Савелий Крамаров. Для Александра Кобозева, сыгравшего роль Кольки Снегирева, фильм оказался единственным. Из нескольких песен Булата Окуджавы, которые должны были звучать в фильме, в итоге в него вошла лишь одна — «Веселый барабанщик» — в обработке Михаила Шварца.
«Человек-амфибия»
Режиссеры: Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский
После дебюта в роли Ассоли Анастасию Вертинскую пригласили в фильм «Человек-амфибия». Ихтиандра сыграл еще не известный тогда широкой публике Владимир Коренев — у обоих актеров это был всего лишь второй фильм в карьере. Премьера картины по научно-фантастическому роману Александра Беляева вышла в самом конце 1961 года и в следующем году стала лидером проката. В ней были и впрямь фантастической внешности герои, сложнейшие подводные съемки, на какие не решился замахнуться даже Голливуд, огни неоновых реклам и ритмы буги — одно из первых сочинений для кино композитора Андрея Петрова.
Вечера на хуторе близ Диканьки
Режиссер: Александр Роу
Полюбившееся поколениям советское «фэнтези» — экранизация повести Николая Васильевича Гоголя из сборника «Ночь перед Рождеством». Фильм-сказку о кузнеце Вакуле, красавице Оксане и нечистой силе еще один советский киносказочник снимал не на юге страны, а на севере — на заснеженном Кольском полуострове. Первыми зрителями сказки в декабре 1961 года стали местные жители, снимавшиеся в массовке.