Знаменитый путешественник Федор Конюхов вместе с пилотом Игорем Потапкиным 7–8 июля 2024 года совершили первый в истории успешный полет на паралете (мотопараплане) к географическому Северному полюсу, стартовав с отметки 86° северной широты. Показываем, как это было, и рассказываем, в чем была сложность перелета, который точно войдет в историю воздухоплавания.
Дерзкая экспедиция
Перелет был организован Международным центром путешествий Федора Конюхова совместно с опытными специалистами Клуба полярных путешествий. Экспедиция потребовала тщательной подготовки, а также учета всех нюансов экстремальных условий высокоширотной Арктики.
7 июля, достигнув 85 градуса северной широты на борту ледокола «50 лет Победы», экспедиция приступила к поиску подходящей льдины, которая должна была стать взлетной полосой для паралета. Выбор места для старта был критически важен — требовались достаточная площадь и толщина льда, чтобы выдержать вес летательного аппарата и обеспечить безопасный взлет.
После нескольких часов поисков во второй половине дня команда обнаружила подходящую льдину. Первоначально ее оценили с мостика ледокола, после чего группа специалистов высадилась на льдину для более детального осмотра. Измерения шагами показали, что длина льдины составляет около 150 метров — значительно меньше, чем казалось с борта ледокола. Однако этого было достаточно для взлета.
Каждый грамм на счету
После того как подходящая льдина была найдена, начался самый ответственный этап — подготовка к полету. Паралет аккуратно спустили с борта ледокола на лед. Топливные баки заправили бензином АИ-95. Вместимость баков позволяла взять на борт до 190 литров топлива, однако учитывая экстремальные условия Арктики и необходимость минимизировать взлетную массу, было принято решение ограничиться 150 литрами, что обеспечивало примерно 10 часов полёта.
Помимо топлива, на борт загрузили необходимое оборудование: примус, минимальный набор для выживания в Арктике, а также навигационное оборудование и средства связи. Общий взлетный вес паралета с учетом двух мужчин, топлива и оборудования составил чуть более 500 килограммов.
Перед тем как совершить исторический полет, пилот Игорь Потапкин провел тестовый заезд на паралете по импровизированной взлетной полосе. Он проехал против ветра, затем по ветру, внимательно оценивая ровность поверхности льда и снежного покрова. Поверхность оказалась достаточно ровной, чтобы обеспечить безопасный взлет.
Затем небо проверили с помощью дрона: низкая облачность не слишком благоприятна для таких полетов, а оценить толщину облаков с палубы было невозможно. Дрон подняли на высоту 500 метров, и его данные показали, что выше 300 метров уже начинается чистое небо.
Паралет развернули по ветру, подготовили к взлету, надежно закрепив крыло площадью 42 м2. Два человека удерживали крыло, еще двое помогали сдернуть тележку паралета с места, чтобы обеспечить быстрый старт. Лыжи паралета то и дело норовили прилипнуть к мокрому снегу, что делало задачу еще более сложной. Несмотря на все трудности, пилотам удалось успешно поднять воздушное средство в воздух.
Как обеспечивали безопасность
Дальше началась совместная работа пилотов в небе, штаба экспедиции на ледоколе и в Московском штабе под руководством Станислава Бычкова, который снабжали прогнозами погоды специалисты из
Пилотам пришлось «убегать» от мощного циклона с градом и ветром, который догонял их с острова Рудольфа, но с этой задачей им удалось справиться.
Перелет в высоких широтах Арктики протяжённостью 440,5 километра длился чуть больше 10 часов и проходил в коридоре 57-60 ° восточной долготы на высоте от 267 до 835 метров над поверхностью — Конюхов с Потапкиным перелетели через Северный полюс и оказались в западном полушарии. Средняя скорость воздушного средства составила 47 километров в час.
Значение экспедиции
Полет на паралете к Северному полюсу можно назвать историческим для российской и мировой авиации. Он доказал возможность использования сверхлегких летательных аппаратов в экстремальных условиях высокоширотной Арктики — это открывает новые перспективы для научных исследований, мониторинга окружающей среды и развития туризма в этом отдаленном регионе планеты.
Кого, кроме Федора Конюхова, можно включить в список 7 самых выдающихся путешественников XXI века, читайте здесь.