Специалисты Института археологии РАН
Шатровая деревянная Успенская церковь 1774 года стояла на самом краю мыса над Онежским озером. До нее на этом месте были более ранние церкви, первые упоминания о которых относятся к 1563 году. Позднее в XIX веке к ней пристроили колокольню и зимнюю церковь. Вокруг храмового комплекса сохранился погост с валунной оградой.
После пожара в августе 2018 года был разработан проект воссоздания уничтоженного храма. При подготовке к работам археологи открыли культурный слой, как считалось, церкви XVIII века, а первые найденные погребальные ямы относили к позднему погосту. Однако то, что нашли дальше, заставило начать полноценные научные раскопки. Это были погребения, которые датировались самое раннее XII веком и выходили далеко за пределы храмового фундамента.
«Это первый средневековый некрополь Русского Севера, выявленный на „церковном месте“, под деревянной церковной постройкой Нового времени. Он свидетельствует, что этот участок использовался для захоронений со второй половины XII века», — рассказал академик
На данный момент удалось найти 66 погребений. Большой процент детских могил свидетельствует о высокой младенческой смертности. По мере раскопок стало очевидным, что некрополь многослойный: ученые делят его по обрядовым особенностям и датировкам артефактов на несколько «хронологических горизонтов».
Как захоронения менялись со временем
В погребениях XII–XIII веков обнаружены останки только взрослых людей. И это самые древние захоронения на территории Олонецкой Карелии. В них найдены несколько личных вещей: фибулы (металлические застежки, напоминающие броши, но более функциональные — ими закрепляли края одежды), ножи, остатки одежды.
Хотя могилы все еще ориентированы на юго-восток, ученые отмечают, что детали обряда и непрерывность некрополя говорят о том, что жители этих мест уже в XII веке были знакомы с христианскими традициями.
В пласте XIII–XV веков наряду со взрослыми появляются детские захоронения. Здесь же археологи нашли серьги-одинцы с подвесками из янтарных бусин и височные подвески с восемью бусинами.
Такие украшения были широко распространены на северо-западе Руси. Это может указывать на обмен культурными традициями или миграцию населения в Кондопогу с запада и северо-запада новгородских земель. Специфические украшения карельского населения пока не найдены, однако раскопки продолжаются, исследование должно помочь прояснить, к какому этносу относились погребенные.
В XV — первой половине XVI века Кондопога впервые упоминается в письменных источниках, численность ее населения значительно растет. В захоронениях этого периода заметны переходные черты: все меньше этнографических элементов погребального костюма, и появляются «предметы личного благочестия» — маленькие литые иконы. Найдены также фрагменты кожаной обуви взрослых и ребенка.
В могилах XVI–XVIII веков ученые обнаружили больше младенческих захоронений: тела были либо обернуты двумя полотнами бересты, либо находились в долбленых колодах и дощатых гробах.
Все они расположены на небольшой глубине, сразу под надгробием, в отличие от взрослых могил, заглубленных в грунт. В этих самых поздних погребениях сохранилось больше органики, текстиля, также встречаются монеты.
Что удивительно для Севера с его песчаными почвами, по словам экспертов, так это редкая сохранность останков. Она позволяет антропологам исследовать условия жизни, состояние здоровья, рацион местного средневекового населения и многое другое.
«Можно отметить низкие уровни травматизма и показателей маркеров физиологического стресса, а также патологических проявлений, затронувших костную и зубочелюстную систему. В этом отношении оставившая могильник популяция выглядит благополучно», — рассказывают специалисты ИА РАН в отчете об исследовании.