Поезда считаются одним из самых безопасных видов транспорта, тем не менее, в России вагоны сходят с рельс по несколько раз в год. Самой страшной трагедией на территории тогда еще СССР стала Ашинская катастрофа, в которой погибли почти 600 человек. Причиной стал взрыв газа, который уничтожил два пассажирских поезда. К счастью, настолько смертоносных происшествий не случалось с 1989 года.
Но когда речь заходит о человеческих жертвах, не бывает маленьких или больших трагедий. Лишнее доказательство этому — сошедший с рельс поезд в Коми. По последним данным, в результате ЧП погибли три человека, а предварительной причиной называют паводок, который размыл железнодорожное полотно. Мы решили узнать, почему поезда в России вообще сходят с рельс.
Ученые Иркутского государственного университета путей сообщения недавно, в мае 2021 года, изучили крупнейшие железнодорожные катастрофы в мире и подсчитали, что чаще всего случаются столкновения поездов. Такие ЧП составили 31,82% от общего количества крушений.
Остальной список выглядит следующим образом:
30,3% — сход поезда с рельсов;
9,1% — столкновение поезда и автотранспортного средства на железнодорожном переезде;
7,6% — человеческий фактор;
7,6% — превышение допустимой скорости поезда (в основном при повороте железнодорожной колеи);
4,6% — отказ технических устройств локомотива;
4,6% — чрезвычайные ситуации природного характера;
3% — пожар;
1,5% — теракт.
Из анализа исследователи также узнали, что больше всего человеческих жертв и раненых бывает в катастрофах, случившихся в результате ЧС природного характера и столкновения железнодорожных составов.
Свою статистику ведут и в Ространснадзоре. По данным ведомства, из года в год основные причины происшествий на железной дороге — неудовлетворительное состояние вагонов и содержание путевого хозяйства: буквально, рельсы разваливаются под поездами, потому что за их содержанием не слишком внимательно следят. Еще одна популярная причина — такие ДТП, когда водители нарушают правила дорожного движения и заезжают на переезд.
Но все же основных причин две — «нарушение технологии производства маневровой работы и нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути», говорят чиновники.
Причина трагедии, которая произошла 26 июня в Коми, не входит в список самых распространенных, но еще важнее, что на нее сложно повлиять.