Приморский край до недавнего времени оставался более привлекательным для иностранных туристов, чем для российских, но ситуация постепенно меняется — внутренний турпоток начинает превышать внешний. Корреспондент Vokrugsveta.ru вместе с проектом «Медиаразведка» сервиса путешествий
В истории большинства городов случались (и часто не единожды) события, делившие их жизнь на до и после. В случае Владивостока таким определяющим событием новейшей истории города стал саммит АТЭС 2012 года. Подготовка к нему на несколько лет превратила Владивосток в одну большую стройку, но терпели горожане не зря — транспортная и прочая инфраструктура в столице Приморья заметно улучшилась, а главными символами перемен стали два выдающихся вантовых моста.
Золотой мост связал берега длинной и изогнутой бухты Золотой Рог, на которых постепенно разрастался основанный в 1860 году город, а Русский мост сделал доступнее остров Русский, отделенный от материка проливом Босфор Восточный. Именно этот мост с 1104-метровым основным пролетом красуется теперь на купюре достоинством 2000 рублей.
Вантовые мосты неизменно вызывают ассоциации с арфами — две гигантские «арфы» Владивостока стали доминантами, спускающегося с сопок к океану города. На арфе же, кстати, исполняется
Воздушная гавань
При наличии нескольких свободных дней из европейской части России можно добраться до Владивостока на поезде, попутно увидев главные города кажущегося бесконечным Транссиба, но к такому приключению готовы не все. Проще, конечно, взять билет на самолет. Прямой перелет из Москвы занимает больше восьми часов — есть даже шанс немного поспать по пути.
Обновленный перед тем же саммитом АТЭС Международный аэропорт Владивостока — крупнейший среди дальневосточных — находится в 40 километрах от столицы Приморья. Добраться отсюда до города можно на такси, автобусе или аэроэкспрессе. Электричка идет прямиком до вокзала Владивостока меньше часа, но всего пять раз в день — с расписанием лучше ознакомиться до вылета.
Вряд ли вы отправитесь на Дальний Восток (и тем более обратно!) без багажа. Чтобы ваш чемодан благополучно совершил это и любое другое авиапутешествие вместе с вами, сотрудники владивостокского аэропорта рекомендуют соблюдать три простых правила:
Если вы предпочитаете упаковывать багаж самостоятельно, не пользуйтесь пищевой пленкой. Она имеет свойство прилипать к разным поверхностям, это может нарушить работу багажной ленты.
Сдавая в багаж рюкзак или сумку, позаботьтесь, чтобы мягкие ручки и ремешки не торчали в стороны — они могут застрять в любой щели да так крепко, что их придется отрезать.
Всегда отклеивайте старые багажные бирки перед полетом — оставшийся незамеченным стикер может ввести в заблуждение сканер на ленте, и ваш любимый чемодан застрянет в аэропорту.
Легенды и быль
Владивосток сложно назвать дружелюбным к пешеходам городом: высокий уровень автомобилизации вкупе с гористым рельефом делают его не самым приятным для прогулок. Впрочем, историческая часть города однозначно заслуживает того, чтобы пройтись по ней пешком: центральная и старейшая во Владивостоке Светланская улица богата на постройки конца XIX — начала XX вв. Именно вдоль нее возводились первые в городе административные здания, гостиницы, магазины, особняки зажиточных горожан и доходные дома.
Послушать занимательные истории о Владивостоке с эффектом погружения позволит обзорная иммерсивная экскурсия проекта «Голос внутри», во время которой два гения места — зримый дворник Афанасий и незримый владивостокский ветер — расскажут участникам несколько городских легенд. Так, одна из них объясняет, как во Владивостоке появился свой Версаль, а другая рассказывает о создании советскими кондитерами отечественного варианта конфет «Птичье молоко». Попутно получится увидеть интересные граффити на стенах и заборах.
Маршрут прогулки в основном проходит по Светланской улице. На ней с 2014 года стоит памятник спускающейся по лестнице даме в шляпке. Такой чести удостоилась Элеонора Прей — американка, приехавшая во Владивосток с мужем в 1894 году и оставшаяся на 36 лет. Впечатлительная Элеонора застала войны, революции, интервенцию и превратилась в летописца или даже блогера: в письмах родственникам и знакомым (на 16 000 страниц!) она рассказывала о Владивостоке, его жителях, событиях из светской жизни и своих впечатлениях. Найденный после ее смерти в США архив вызвал огромный интерес — письма миссис Прей несколько раз издавались, ей посвящена постоянная экспозиция в расположенном неподалеку главном корпусе Музея истории Дальнего Востока.
На рубеже веков во Владивостоке сформировалась плеяда предпринимателей из Европы и США: коммерсанты открывали в городе роскошные по меркам того времени магазины и вполне успешно вели дела. О жизни этих семей в основном и писала Элеонора Прей, оставив богатый материал для историков.
В 1923 году она овдовела, а в 1930-м вынуждена была покинуть Владивосток — советские власти к тому времени окончательно перестали жаловать иностранцев:
Оценить правоту миссис Прей, хвалившей красоты Владивостока, а также окружающих его заливов и сопок, позволит еще одна обязательная в хорошую погоду прогулка. Маяк Токаревского стоит у западной оконечности бухты Золотой Рог — стройное белое здание с красной крышей отличается фотогеничностью и неизменно привлекает туристов и жителей города. Возле маяка приятно встретить рассвет или закат, любуясь пейзажами острова Русский и ведущим на него мостом.
Любителей транспорта во Владивостоке ждет городской фуникулер, открывшийся в 1962 году. Планировалось, что в городе их будет два, но второй так и не построили, а первый оказался короче задуманного, зато исправно работает больше 60 лет. Посетить стоит и городской железнодорожный вокзал — здание, построенное по мотивам Ярославского вокзала в Москве, впечатляет богатыми интерьерами. Пройдя на перрон, можно сфотографироваться возле превращенного в памятник паровоза и километрового знака, символизирующего окончание Транссибирской магистрали.
При наличии времени знакомство с Владивостоком стоит продолжить посещением смотровых площадок на вершинах окружающих бухту Золотой Рог сопок. Летом для купания имеет смысл отправиться на пляжи в окрестностях города. Среди них славой пользуется Стеклянная бухта в Уссурийском заливе — здешний пляж усыпан отшлифованными осколками стекла и фарфора, которые в хорошую погоду красиво играют в солнечных лучах. Битые бутылки и отходы местной фарфоровой фабрики попали сперва в океан, а затем на пляж с близлежащей свалки, которую ликвидировали только в начале 2010-х.
Родина российского дрифта
Дальний Восток в 1990-е превратился в центр торговли подержанными японскими машинами. Местные авторынки работают и сегодня, а грузовые суда исправно доставляют в порт новые и не очень автомобили. Из Японии во Владивосток в начале 2000-х пришел и дрифт — соревнования по одиночному или парному прохождению поворотов в управляемом заносе.
Меккой российского дрифта стал в свое время картодром района Змеинка — не самого благополучного в те времена. Первые энтузиасты собирались здесь для оттачивания навыков управления заднеприводным автомобилем в заносе. Со временем увлечение переросло для некоторых в профессию. Так в России появились свои соревнования по дрифту и пилоты высокого уровня.
— Сейчас дрифт — самый популярный и самый быстро развивающийся вид автоспорта в России, — говорит победитель и призер этапов соревнований по дрифту RDS Asia Егор Шумилкин. Дрифт он сравнивает с фигурным катанием — судьи здесь тоже оценивают технику участников, у которых на демонстрацию своих навыков есть примерно полминуты.
Проехать по картодрому в качестве пассажира можно в «дрифт-такси». Три демонстрационных круга пролетают стремительно под визг резины, рев двигателя и краткие пояснения Егора. Удивительно, но со стороны заносы смотрятся не только зрелищнее, но и страшнее. Наш заезд удачно пополняет копилку владивостокских впечатлений.
Остров на все случаи жизни
Русский остров административно входит в состав Владивостокского городского округа, но активному развитию этой территории, закрытой для посещения в советские годы из-за присутствия военных, долгие годы мешало отсутствие надежной связи с материком — паромная переправа ее не обеспечивала.
Жизнь на Русском саммит 2012 года изменил, пожалуй, еще больше, чем во Владивостоке. Встречу на высшем уровне было решено провести непосредственно на острове, и для этого пришлось строить мост, дороги и прочие объекты инфраструктуры. Самым грандиозным проектом на Русском стал кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), который сегодня представляет собой небольшой городок на берегу бухты Аякс.
Появление моста сделало остров гораздо более привлекательным местом для отдыха, а следом за отдыхающими потянулись и предприниматели. Сегодня на Русском можно совершить заплыв на сапборде вдоль побережья, побывать в плавучей бане, осмотреть открытые для посещения форты и батареи Владивостокской крепости, а также просто прогуляться к какому-нибудь мысу, любуясь видами острова и океана. Удивительное впечатление производит мыс Тобизина — в будний и относительно безлюдный день здесь действительно можно на какое-то время остаться наедине с собой.
В 2016 году список достопримечательностей острова пополнил Приморский океанариум, открытие которого несколько раз переносилось. Здание океанариума напоминает раковину моллюска, а по прилегающей территории приятно прогуляться, изучая элементы тематического благоустройства. Если повезет, можно наткнуться на лису.
Основная экспозиция знакомит посетителей с историей возникновения жизни на Земле и многими обитателями рек и морей — как северных, так и тропических. Одна из «звезд» океанариума — морж по имени Миша. В свободное от выступлений в дельфинарии время он с вальяжным изяществом совершает подводные пируэты в своем аквариуме. Тем же заняты и байкальские нерпы Приморского океанариума, который может похвастать 70-метровым подводным тоннелем.
Дары моря
Владивосток заслуженно славится морепродуктами, а продегустировать их в разных видах получится во многих ресторанах региона. Самые пытливые туристы сперва могут узнать, как разводят мидий, устриц, морских гребешков и дальневосточных трепангов. Выращиванием и добычей этих моллюсков и иглокожих занимается мореферма (или мариферма, если использовать латинский корень) «Дальстам-Марин», плавучая база которой находится в бухте Воевода на острове Русский.
— В наших владениях 75 гектаров. Летом вода [в бухте Воевода] прогревается до 30 °С, зимой бухта промерзает на метр, — рассказывает сотрудница предприятия Полина Дымшакова.
Если мидий в бухте просто добывают дважды в год, обеспечивая молодняку «посадочную площадку» на специальных веревках, погруженных в воду, то устриц, гребешков и трепангов предварительно выращивают в «яслях», а затем отправляют на откорм в бухту. Устрицы и гребешки содержатся в многоэтажных садках, тогда как трепангов водолазы равномерно распределяют по дну бухты, где эти иглокожие «пасутся» подобно стаду коз, но пределов бухты обычно не покидают.
Увидеть гребешков, устриц, трепангов, а также нескольких крабов можно в бассейнах плавучей морефермы. Если повезет, то вынутый из воды гребешок от души плюнет водой в потревоживших его покой. Трепанг же, почувствовав тепло рук, резко съежится и превратится в покрытый мягкими иглами шарик.
Если дальневосточных крабов и моллюсков употребляют в пищу после минимальной обработки, то высоко ценящиеся в восточной медицине трепанги, которых сравнивают с корнем женьшеня, часто отправляются на переработку к фармацевтам и косметологам. Впрочем, есть их тоже можно — самой полезной частью трепанга считаются внутренности, пригодные к употреблению в сыром виде.
Трапеза с историей
Тема городских легенд Владивостока находит отражение и в гастрономической стороне жизни города. Например, ресторан «Миллионка» расположен в одноименном районе в центральной части города, который получил свое название из-за скученности и большого числа проживавших здесь выходцев из Китая. Подобно московской Хитровке, Миллионка с ее запутанными улочками и дворами была центром криминального мира Владивостока, а легенда об этом районе гласит, что здесь сгинула часть «золота Колчака».
Как Миллионка была котлом, в котором сплавлялись российская и китайская культуры, так и существующий в одном из «дурных» домов бывшего чайна-тауна Владивостока ресторан старается создать такого рода «сплав» в своем меню. Получается неплохо, а желающим узнать об истории заведения и района посетителям здесь могут рассказать кое-что интересное о прошлом Владивостока.
Легендой новейшей истории города довольно быстро стал открывшийся в 2011 году ресторан паназиатской кухни Zuma. В конце 2022 года здание ресторана на Фонтанной улице сгорело практически дотла, но основатели не опустили руки — в июне 2023-го заведение открылось на Партизанском проспекте. Уцелевшим в огне предметам декора нашлось место в новом помещении, а в перспективе ресторан планируется возродить на прежнем месте — такой вот владивостокский феникс.
В меню Zuma представлено много блюд, хотя упор, конечно, сделан на морепродукты в самых разных видах: от мидий в сливках и устриц до приготовленных целиком крабов и выдающегося палтуса на груше.
О дальневосточных крабах, кстати, как-то писала Элеонора Прей. Увы, с конца XIX века они «немного» выросли в цене:
Приходи сюда лечиться тигр, совка и лисица
Приморская тайга служит домом множеству птиц и животных. Увидеть их, а также «гостей» из других стран в почти естественной среде можно в сафари-парке, расположенном неподалеку от поселка Шкотово, примерно в 50 километрах от Владивостока. Добираться сюда удобней всего на автомобиле.
В 2015 году, Приморский сафари-парк, существовавший к тому времени уже восемь лет, прославился благодаря истории дружбы тигра Амура и козла Тимура. Козел тогда достался амурскому тигру в качестве обеда, но хищник его не тронул. Эта странная парочка жила в одном вольере несколько месяцев, однако в итоге Амур не вынес нагловатого поведения соседа и одним движением отправил Тимура на больничную койку. Козла подлечили, но к бывшему другу возвращать не стали. В 2019 году Тимур скончался, а вот Амур по-прежнему живет в парке. Друзей он больше не заводил.
Но не тигром единым. В парке, разделенном на три тематические зоны, можно увидеть дальневосточных леопардов, медведей, львов, оленей, енотов, разнообразных птиц и многих других животных. Олени и небольшие звери содержатся в «контактных» вольерах, куда посетители могут войти в сопровождении сотрудника парка во время экскурсии, а на крупных хищников, можно полюбоваться сверху — для этого тут обустроены удобные мосты.
Парк создавался с целью показать видовое разнообразие Приморья, но этим его функции не ограничиваются. Здесь также выхаживают раненых и больных животных, часть из них затем возвращают в дикую природу. Представителей краснокнижных видов в парке разводят.
— Одна из наших задач — участие в международных программах по сохранению генофонда редких животных: амурского тигра, дальневосточного леопарда, белоплечего орлана, — рассказывает ветеринарный врач парка Олег Никонов. В этом деле парку остается пожелать удачи, как и в других начинаниях.
* * *
Владивосток возник как приграничный город и продолжается оставаться таковым спустя 160 лет. И речь не только о государственной границе: в этом далеком уголке России встречаются культуры Запада и Востока, суша и океан, ветер и сопки. Эти встречи противоположных сущностей и создают то явственно ощутимое биение жизни, которое так восхищало одну восторженную американку:
Фото автора, если не указано иное