Ачинский жезл вернулся к российским археологам. Рассказываем, что это за предмет возрастом 18 тысяч лет

Ученые предполагают, что Ачинский жезл — свидетельство глубоких знаний древних людей о мироустройстве

1 октября 20242

Институт археологии и этнографии СО РАН

Науке возвращен давно утерянный артефакт каменного века — Ачинский жезл, который считается древнейшим лунно-солнечным календарем, созданным около 18 тысяч лет назад на территории Сибири. Жезл, обнаруженный в 1970-х, был утерян в 2000-х годах. После случайного повторного обретения он передан ученым Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Теперь реставраторы и археологи получили возможность оценить его состояние и проверить гипотезу о развитых астрономических знаниях людей палеолита с помощью современных методов исследования.

Ачинский жезл: фото, описание, история находки

Новейшая история Ачинского жезла началась в 1960 году, когда доктор исторических наук, археолог, сотрудник Ачинского краеведческого музея Георгий Авраменко обнаружил в двух километрах от города Ачинска (Красноярский край) поселение людей каменного века с множеством костяных артефактов. Стоянка была датирована поздним палеолитом, ее возраст, предположительно, около 19–28 тысяч лет. Только к 1972 году ученый с огромным трудом смог добиться полноценных раскопок на месте стоянки, куда прибыла археологическая экспедиция под руководством Виталия Ларичева. В ходе этих работ и был обнаружен уникальный предмет в виде жезла из бивня мамонта со странными узорами.

«Разломанное на несколько частей изделие, отшлифованное до блеска и покрытое, насколько можно было разглядеть, замысловатым узором из миниатюрных каверн или лунок, лишь слегка вы­ступало из плотного слоя глины», — вспоминал Виталий Ларичев в своей книге «Мудрость змеи»1.

В коробке на красном фоне — Ачинский жезл. Рядом в специальном измерительном боксе, сделанным новосибирским архитектором Виктором Сазоновым, реплика жезла.

Институт археологии и этнографии СО РАН

Археологи не решились прямо на месте извлекать артефакт, поэтому его вырезали из раскопа вместе с блоком глины и так отправили реставраторам в Новосибирск, где была проведена кропотливая работа по восстановлению находки. По словам ученого, части предмета соединились друг с другом практически без зазоров, и перед исследователями предстал жезл, украшенный спиралевидными и змеевидными полосами, а также 1065 лунками.

Лунно-солнечный календарь древних сибиряков

Артефакт детально изучали, его узоры были с ювелирной точностью перенесены на бумагу, чтобы увидеть всю композицию, определить закономерности, интервалы и попытаться расшифровать их. В результате многолетних исследований Виталий Ларичев пришел к выводу, что Ачинский жезл — это лунно-солнечный календарь, созданный 17-18 тысяч лет назад. С его помощью древние жители Восточной Сибири могли наблюдать за светилами, чтобы прогнозировать небесные явления — еще в каменном веке, за столетия до появления Шумерской и Египетской цивилизаций.

Ачинский жезл и другие предметы с Ачинской стоянки, найденные во время раскопок Виталия Ларичева в 1972 году: каменные орудия, костяной стержень с насечками.

Институт археологии и этнографии СО РАН

В таком случае Ачинский жезл является древнейшим астрономическим календарем в Евразии, опережая известные календари на тысячелетия. Также это означает, что люди каменного века не были полудикими, как мы их себе представляем, а уже владели донаучными астрономическими, математическими и другими смежными знаниями.

Второе обретение Ачинского жезла

Археолог опубликовал несколько научных исследований с доказательствами того, что многочисленные узоры совпадают с фазами Луны и астрономическими периодами. Некоторые коллеги были не согласны с его выводами, однако после смерти ученого Ачинский жезл был утерян, и продолжить исследования было невозможно. Спустя десять лет ценнейший артефакт так же внезапно обнаружился — в материалах коллеги и друга Ларичева, теоретика архитектуры и композиции Виктора Сазонова, с которым они вместе проводили исследования. Жезл случайно нашли дочь и внук Сазонова во время переезда, после чего артефакт был передан ученым РАН.

Виталий Ларичев и Виктор Сазонов

Институт археологии и этнографии СО РАН

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://archaeology.nsc.ru/sotrudniki/person/krivoshapkin_ai/">Андрей Кривошапкин</a></p>

«Сам факт повторного обретения этой находки имеет не меньшее значение, чем первичный факт находки. Основные исследования этого предмета проводились в 1970–1980-е годы. Сейчас мы имеем гораздо больше возможностей для изучения этого артефакта и больше возможностей для его сохранения и тиражирования».

Полемика вокруг артефакта

По словам ученика Ларичева, старшего научного сотрудника ИАЭТ РАН Сергея Алкина, несмотря на споры вокруг версии с календарем, у оппонентов ученого не было аргументов, кроме скептического отношения к столь сложным знаниям у людей каменного века. Но хотя сегодня в науке до сих пор считается, что первые календари появились 5–6 тысяч лет назад, такие сложные знания не могли возникнуть «на пустом месте», отмечает археолог. Они должны были накапливаться тысячелетиями, пока люди наблюдали за светилами и передавали эти знания потомкам.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="http://old.archaeology.nsc.ru/sotrudnikru/3">Сергей Алкин</a></p>

«Я уверен, что в главном он не ошибся. Это, безусловно, календарный инструмент. Может быть, как раз один из примеров того, как передавалось приобретенное знание из поколения в поколение».

Ученые планируют продолжить прерванное исследование Ачинского жезла, используя все современными научные мощности. В том числе будет уточнена датировка артефакта, анализ материала в лаборатории, создана 3D-модель жезла и его узоров. По словам директора института, готовится масштабный план исследований, в ходе которых будет рассмотрена не только гипотеза календаря, но и другие возможные способы использования жезла, от сакральных до утилитарных.

1 — В. Е. Ларичев, «Мудрость змеи», Новосибирск: «Наука», 1989. — 272 с.