Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Адаптация: как российский ролевик освоил кузнечное дело и начал ковать рыцарские доспехи

Настоящему мастеру покоряются границы и во времени, и в пространстве. Нашему герою удалось перенести старинное ремесло в XXI столетие, а потом перевезти семью и бизнес из России в Европу

26 февраля 2023Обсудить

По команде герольда всадники в начищенных латах пришпоривают коней и несутся друг на друга с разных сторон барьера. Один целит копьем в шлем соперника, но тот парирует удар и ломает древко, как щепку. Публика за ограждением аплодирует и снимает происходящее на телефоны. Турнир на фестивале исторической реконструкции — и впрямь фотогеничное зрелище. Возможно, главная его составляющая, создающая эффект машины времени, — это великолепные доспехи участников, изготовленные точно по историческим образцам.

В XXI веке мастера используют современные технологии, но основные стадии процесса те же, что и в Средние века | vokrugsveta.ru
В XXI веке мастера используют современные технологии, но основные стадии процесса те же, что и в Средние века

Искусство мастеров-доспешников, оказывается, вполне востребовано и в наши дни. Кузнец и предприниматель Петр Пoляк изучает средневековые технологии, а потом приспосабливает к старинному ремеслу технологии современные — не в ущерб результату.

Кузнец — не первая ваша профессия. Как получилось, что вы стали заниматься этим ремеслом?

Я задумался, не освоить ли кузнечное дело, много лет назад, в студенческие годы. Я учился в МГУ на механико-математическом факультете и при этом увлекался LARP — live action role-playing games, ролевыми играми живого действия. С них все и началось. Я понял, что для игр и фестивалей мне нужны функциональные рыцарские доспехи.

Пробовал заказывать — не нравился результат, и я пришел к выводу, что нужно научиться создавать их самому. В то же время, хотя у меня уже была профессия и я думал о поступлении в аспирантуру, решил найти дело, которое будет приносить мне не только независимость, но и радость. Хотел работать на себя.

Друг, с которым я учился, размышлял о том же, мы перебирали варианты — и неожиданно обнаружили себя в гараже делающими доспехи! И нам это так понравилось, что в итоге мы действительно связали жизнь с кузнечным ремеслом. Я учился у мастера, занимавшегося художественной ковкой, получил представление, как устроена кузница. Но в основном учился сам: нашел материалы в интернете.

Первой вещью, которую я сделал, был шлем в стиле фэнтези — вольная трактовка славянских прототипов. В 2006 году, уже учась в аспирантуре, мы с товарищем оборудовали первую мастерскую, стали принимать заказы. Заинтересовались исторической реконструкцией — это был уже другой уровень. Переворот в мировоззрении случился, когда я поехал в Санкт-Петербург, пришел в Рыцарский зал Эрмитажа, походил там, посмотрел на эти тысячи экспонатов со всех сторон…

Вернувшись в Москву, сказал другу: «Все, что мы делаем, не имеет никакого отношения к историческим доспехам. Это профанация». И с того момента начали серьезно изучать рыцарские латы по источникам, музейным образцам — форму, конструкцию, техники изготовления. Появилось понимание, чем обычная согнутая железка отличается от элемента доспеха.

Это стало вашим основным бизнесом?

Да, довольно скоро доходов с кузнечного ремесла стало хватать на жизнь. Нам заказывали и наградные статуэтки, и реквизит для индустрии развлечений и кино. Первую мастерскую назвали «Кречет». В 2016 году я с несколькими работниками отделился и сосредоточился на изготовлении доспехов. Моя новая мастерская называлась Arma Moskovia. Мы расширялись, под моим началом работало до 20 человек.

У нас много заказчиков, в последние годы преимущественно зарубежных, из Европы и США. В 2016 году для музейной экспозиции в Швейцарии я делал доспех начала XV века: мне заказал его куратор выставки о военной истории Савойского герцогства.

В качестве источника предлагалась фреска на севере Италии, а в музеях доспехов такого типа целиком не сохранилось нигде. Мы воссоздавали его по фрагментам и паре изобразительных источников.

А с другими заказчиками у вас такой же индивидуальный подход к дизайну доспехов?

Весь дизайн доспехов был создан лет 500 назад. Я годами собирал данные, ездил по музеям мира, фотографировал; у меня много знакомых специалистов, которые работают в музеях с экспонатами и снабжают меня ценной информацией о них. Из всего этого можно выбирать.

Ваша мастерская похожа на средневековую кузню — горн, мехи, наковальня?

Наковальня есть, а вместо горна — газовая горелка, потому что это быстрее, экономичнее и позволяет нагреть именно ту часть листового металла, какую мне надо. Вообще, есть два основных отличия современного процесса от средневекового.

Первое — материал. То, с чем у нас ассоциируется слово «металлургия», — это XIX век и позже. Металл восстанавливается в доменной печи при недостижимой в Средние века температуре, перерабатывается в сталь, и лист, раскатанный на огромном прокатном стане, получается очень однородный, с нужными характеристиками.

Пятьсот лет назад брали железную руду, перекладывали ее древесным, даже не каменным, углем, вокруг этого возводили большую печь, и все это пережигали много дней, после чего разбивали конструкцию. Железная руда восстанавливалась не полностью, получалась пористая структура с огромным количеством примесей, шлака.

И это все потом многократно проковывалось, чтобы очистить металл. Так что отличия в качестве и трудозатратах очевидны. Я все-таки работаю со сталью, сделанной по современным технологиям; приезжаю на металлобазу и заказываю листы стали с нужными мне свойствами.

И второе — использование электроинструмента. Сверление, шлифовка, резка сейчас делаются электроинструментом, и это колоссально увеличивает производительность. Болгарки, дрели, ножницы по металлу — все это электрическое.

Не делает ли использование современного оборудования ваши изделия… ненастоящими?

В современном представлении это абсолютно кустарное, ремесленное производство. Каждый элемент обрабатывается вручную, и работа над доспехом проходит все те же основные стадии, что и в средневековой мастерской.

Вот, скажем, шлем: я вырезаю по исторически выверенному шаблону детали, отковываю, делаю забрало, нащечники и так далее, все это собираю, закаливаю (нагреваю в печи, а потом остужаю в закалочной ванне), после чего разбираю, шлифую и собираю вновь, скрепив заклепками.

Нужно учитывать то, что учитывали средневековые доспешники. Понимать, как пластины были обработаны, чтобы получить правильную форму; расковывая пластину, учитывать, куда гонится металл, где и насколько он толще или тоньше. Типичная ошибка начинающего — делать, скажем, сегмент лат, согнув пластину однородной толщины, тогда как форму каждой детали нужно выковывать.

Мастерская Петра специализируются на западноевропейских доспехах XIV–XVI веков
Мастерская Петра специализируются на западноевропейских доспехах XIV–XVI веков

Надо понимать функционал: например, как устроены шарнирные соединения. Доспех — это подвижная скульптура в металле, в нем есть гармония, это опыт и практика средневековых мастеров. Когда понимаешь, как именно она получается, и можешь ее воспроизвести, — ты уже не ремесленник, а художник.

А как проверяете качество изделия?

Мы проверяем пробники, а не готовые вещи. На пробниках отлаживаем технологию закалки, температурный режим: электрическая печь с программатором позволяет четко его соблюдать. Закаливаю пробники, бью их и смотрю — как ломается, где предел прочности. Потом по проверенной технологии закаливаю изделия. На финальной стадии для защиты от ржавчины покрываю металл силиконовой смазкой. В старину для этого использовали льняное масло или жир.

С прошлого года вы работаете не в России. Почему выбрали Сербию?

Сербия ближе к моим европейским заказчикам, и в Белграде у меня был контакт юриста, который оформил мне статус индивидуального предпринимателя, подал документы на ВНЖ. Но я рассматриваю Сербию как временный вариант, хотя страна очень дружелюбная.

Мне хотелось бы жить и работать в Словакии: это относительно недорогой, тихий, красивый уголок Европы. Пока создал с нуля мастерскую Tabor Armoury в Белграде. Нашел полуразваленный завод, договорился с владельцем.

В Сербии вообще принято решать вопросы очно, здесь не любят электронную почту. Мне это было трудновато, учитывая, что далеко не все здесь знают английский, да и не экстраверт я.

В течение года в Белград переехали два моих московских сотрудника, теперь работаем втроем. Московскую мастерскую закрываю. Весь год администрировал ее, но на расстоянии это трудно, и в итоге моего отъезда она не пережила.

Фото: из личного архива Петра Поляка

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения