Пока одни ищут Шамбалу в Тибете, другие — в Средней Азии, а третьи искренне полагают, что такие поиски бесполезны, так как Шамбала внутри нас и надо только обрести ее через самосовершенствование сознания и духа, многие буддисты указывают, что с Шамбалой связана одна из их главных святынь — гора Алханай. И чтобы увидеть ее, россиянину не нужно ехать за рубеж. Достаточно посетить Забайкалье, а точнее — Агинский округ.
Тайна имени
Голец Алханай — древний вулкан. Его высота — 1662 метра над уровнем моря. Он возвышается посреди степи, словно окаменелый богатырь. Неслучайно, когда туристы спрашивают, что означает название горы, проводники нередко рассказывают им следующую легенду. Давным-давно тут жил могучий непобедимый богатырь по имени Алаг-хан. Он ездил по своим владениям на огромном белом скакуне, из ноздрей которого вырывался огонь, а из под копыт вылетали камни и искры. У хана была волшебная плеть. Ею достаточно было взмахнуть — и любая беда отступала. Однажды на народ Алаг-хана напала черная беда — хара зуд. Люди тяжело болели, умирали. Тогда богатырь отправился по улусам и своей плетью изгнал страшную напасть. Но недолго пришлось людям наслаждаться жизнью, ибо вслед за черной бедой пришла беда огненная. В борьбе с ней волшебная плеть оказалась бессильной. Алаг-хан, преисполненный решимости справиться и с этим несчастьем, встал огромной скалой на пути беды и защитил свой народ. С тех пор и стоит в степи величественная гора Алханай — так стали величать ее после смерти могучего богатыря.
Другое предание гласит, что когда-то в этих местах мчалась на лихом коне красавица Бальжин-Хатан. Она убегала от ненавистного мужа — жестокого монгольского князя. Слуги властителя настигли беглянку и убили. Перед смертью она успела выкрикнуть: «Алханы!» («Убивают!») Княгиню похоронили недалеко от озера, которое в память о ней назвали Бальзино, а ее предсмертный крик дал имя горе.
Есть и более прозаичная трактовка: слово «Алханай» сложено из двух слов: «алаг» — «пестрый» и «хан» — «владыка». Действительно, издали гора выглядит пестрой. А так как она самая высокая в окрестностях, то отчего ж не назвать ее владыкой края?
Сила Намнанай-ламы
Для буддистских паломников святыню открыл лама Цугольского дацана по имени Шагдар Намнанай. Говорят, он прибыл сюда в 1859 году с намерением совершенствовать духовную практику. В то время у подножия Алханая проводили обряды шаманы. Лама медитировал в уединении, порою встречался с людьми, обращался к ним с проповедями. Местные с уважением относились к монаху, но все же совершали не буддистские, а шаманские обряды. Намнанай, твердо решив утвердить учение Будды на Алханае, отправился в Тибет набираться духовной силы, постигать тайные знания великих учителей. В Стране снегов, как гласят предания, на долю Намнанай-ламы выпали странные приключения. Однажды он с двумя спутниками — Агваном Доржиевым и Арбаалай Бутээлше — преодолевал перевал. Недалеко от тропы путники увидели пещеру, где сидел старец-отшельник. Они подошли к аскету, чтобы попросить благословения, но тот, увидев Намнаная, воскликнул: «Марпа, откуда ты появился?» Видимо, старый йогин, считают буддисты, узрел в паломнике из далекого Забайкалья, перерожденца великого учителя и святого Марпу-переводчика, который своими подвигами утвердил Учение в Тибете.
Скитаясь по тибетским монастырям, получая благословения от святых, Намнанай постепенно изучил тантрическую практику божества Ямантаки, укрепился в вере и обрел невиданную духовную силу. Теперь ему было под силу укоренить буддизм на Алханае. Поэтому, вернувшись на родину, он вновь поселился у алханайских скал. В медитациях Намнанай-лама узрел, что Алханай — обитель гневного божества Дэмчога, а каждая скала — часть огромного храма.
Тропою паломников
В 1991 году Алханай посетил далай-лама XIV и провел молебен под естественной каменной аркой, называемой Удэн-сумэ (храм-воротами), где еще при Намнанай-ламе была установлена ступа. В 1999 году тут был создан национальный парк «Алханай», сердцем которого стал одноименный голец.
Как правило, по алханайским тропам паломники и туристы ходят группами. Путешественники осматривают живописные скалы, приобщаются к древним традициям. Верующие молятся, совершают обряды.
Большинство маршрутов начинается у священного ручья Аршана. Считается, что его вода обладает целебными свойствами, причем в разных местах источника вода помогает от разных болезней. Люди окунаются в эти воды, веря, что те укрепят их физическое и духовное здоровье.
От Аршана тропа ведет вверх по крутому склону к останцу Дэмчог-Сумэ. Для буддистов эта скала — храм покровителя и хозяина Алханая. Тропа обходит Дэмчог-Сумэ по направлению противоположному движению солнца, что нехарактерно для буддистских памятников. Но в легендах есть тому объяснения. Говорят, Дэмчог был левшой, а посему ему было удобно совершать обход не так, как все. На подступах к останцу всегда много бурундуков, поползней и синиц. Они привыкли, что люди оставляют здесь подношения для Дэмчога — рис и хлеб. В числе подношений также монеты, хадаки (шелковые шарфы), но они, разумеется, не интересны братьям меньшим.
С вершины Дэмчог-Сумэ открывается дивный вид. Отсюда домики для туристов кажутся маленькими, будто игрушечными. А вокруг бескрайнее море гор и холмистых степей.
Далее тропа ведет к скалистому гребню. С него хорошо просматривался останец Зула (лампада). По форме он действительно напоминает буддийскую лампаду. Сходство с ней еще больше усиливается, если на останец падают золотистые лучи солнца. Скала начинает «светиться».
Спустившись по тропе мимо останца Сэндэма (небесная фея мудрости, защитница Учения), паломники выходят к маленькому домику, выложенному во времена Намнанай-ламы из дикого камня на берегу ручья. Это сооружение называют по-разному: бойпууром, ритодом, часовней. Когда-то в нем медитировали ламы. Сейчас сюда приходят верующие, чтобы совершить подношения хозяевам местности, помолиться. В самом домике хранятся реликвии — маленькие пирамидки ца-ца.
Отсюда совсем недолго идти до арки Удэн-Сумэ, известной как Храм Ворота. Под аркой установлен субурган, или ступа. Первый субурган тут возвели еще под руководством Намнаная-ламы, но в 30-е годы XX века время его разрушили. Восстановили святыню в 1956 году.
Скала Удэн-Сумэ пользовалась особым почитанием задолго до прихода буддизма на территорию Забайкалья. На ее стены древние художники нанесли охрой изображения людей-птиц и некие тайные знаки. Буряты считают, что эти врата связывают алханайскую землю со священным островом Ольхоном и самой Шамбалой.
Чуть выше Храма Ворот находится расщелина в скале, известная как Щель Грешников. Паломники говорят, что протиснувшись через нее, человек очищается от грехов. Есть поверье, что через щель не могут пройти люди неправедные, накопившие слишком много грехов.
Те, кто преодолел это препятствие, попадают к гроту Эхын-Умай — Чреву Матери. Здесь женщины просят божеств о рождении детей и исцелении от различных недугов. Если просьба сбылась, многие возвращаются, чтобы оставить игрушку, детские носочки или повязать хадак и так отблагодарить хозяина Алханая и других божеств.
После грота тропа петляет то вниз, то вверх. Несмотря на трудности похода по каменистым алханайским тропам, паломники, даже весьма почтенного возраста, преодолевают маршрут. Возвращаясь, они чувствуют легкую приятную усталость и говорят, что силу им дала вера, а также незримая помощь Намнанай-ламы.
Фото: автора, если не указано иное