Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Анализ и содержание романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — через образ главного героя

Разбираем произведение вместе с экспертом

7 марта 2025Обсудить
Василий Перов «Восстание декабристов», конец 1870х — начало 1880-х | Источник: Василий Перов, public domain

Василий Перов «Восстание декабристов», конец 1870х — начало 1880-х

Источник:

Василий Перов, public domain

Преподаватель литературы и русского языка

Историческая основа романа

М. Ю. Лермонтов создавал роман «Герой нашего времени» в конце 1830-х: это было время реакции, наступившей после поражения декабристов, поставивших интересы народа выше собственных. 14 (26) декабря 1825 года на Сенатскую площадь вышли дворяне-офицеры, желающие перемен. Их главной целью было свержение самодержавия, отмена крепостного строя и принятие конституции. Они потерпели поражение: некоторых казнили, остальных отправили на каторгу. Поколение дворян после этих событий в 1830-х ощущало свою ненужность, невозможность применить в жизни те силы, которые в них скрывались.

Представителем такого поколения и был Григорий Александрович Печорин, главный герой романа М. Ю. Лермонтова. В образе Печорина нашла отражения современная Лермонтову эпоха в ее трагических противоречиях и философских исканиях.

Композиция романа

В романе несколько повестей, расположенных в хронологически нарушенном порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к „Журналу Печорина“», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Произведение разделено на 2 части: первую часть составляют повести «Бэла» и «Максим Максимыч», вторую — «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Открывается же она предисловием к «Журналу…».

Если бы читатель захотел расставить главы в хронологическом порядке, то получилось бы следующее расположение: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч» и завершилось бы произведение «Журналом…».

Печорин как абсолютный центр романа

«Герой нашего времени» — роман, состоящий из пяти повестей и рассказов, с одним и тем же главным действующим лицом — Печориным. М. Ю. Лермонтов сознательно ломает хронологический порядок событий и раскрывает своего героя с наибольшей полнотой, делая акцент не на развитии сюжета, а на исследовании разных сторон личности героя времени.

Картина М. Врубеля «Печорин». Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 год | Источник: Михаил Врубель, public domain

Картина М. Врубеля «Печорин». Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени», 1891 год

Источник:

Михаил Врубель, public domain

Важно отметить, что писатель создает именно портрет Печорина: психологический, философский, духовный. Этот портрет статичен: главный герой не меняется, появляясь с первых же страниц романа уже сформированным типажом. Ни о каком динамическом развитии характера в романе речи нет. На первый план выходит внутренняя жизнь Печорина, которая прочно цементирует сюжет романа, намертво соединяя, казалось бы, никак не связанные друг с другом главы.

Почему в романе две части

И вновь ответы нужно искать, обратившись к образу Печорина. Образ главного героя раскрывается двояко: в первой части романа он показан глазами стороннего наблюдателя. Во второй Печорин предельно искренне раскрывает себя, обнажает потаенные уголки души.

Такое решение М. Ю. Лермонтова позволяет читателю проникнуть в духовный мир Печорина постепенно, избавившись от присутствия рассказчиков.

Исповедь героя времени как ключ к роману

В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором представлены различные типы самоанализа главного героя:

  • самоанализ в форме исповеди перед собеседником (в беседах Печорин не лжет, но не раскрывает себя полностью)

  • ретроспективный самоанализ (Печорин вспоминает и анализирует собственное прошлое в дневниковых и путевых записях)

  • синхронный самоанализ (Печорин каждый поступок сопровождает рассуждениями, которые позволяют понять глубинную мотивацию его поступков)

  • психологический «эксперимент» над собой и другими людьми (испытывая себя, герой делает других людей послушным материалом собственных интересов и разрушает судьбы невинных)

Эгоцентризм, скептическое отношение к моральным ценностям, развитый интеллект и способность к трезвой и беспощадной самооценке делают Печорина трагическим героем времени, состоящим из «пороков всего нашего поколения в полном их развитии», как справедливо говорил о своем герое М. Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени» — роман одного героя. Увы, Печорин так и не сумел разгадать своего предназначения, не смог потратить силы «души необъятной» так, как следовало, не нашел цели в жизни. Он неслучайно показан противоречивым: этот человек не является абсолютным злом, его судьба полна трагизма, он делает несчастными других людей и знает об этом, но ничего не может изменить.

Психологический портрет героя времени

Детали внешности Печорина, описанные в романе, позволяют глубже погрузиться во внутренний мир героя. Повествователь указывает на такие детали, как «ослепительно чистое белье» — важная особенность гардероба светского человека, привыкшего соблюдать чистоту в любых обстоятельствах; «черные» усы и брови, контрастирующие со светлыми волосами — явный «признак породы»; глаза, которые «не смеялись, когда он смеялся» — черта, присущая людям, чья душа пуста.

Дополняет последнюю деталь комментарий повествователя о том, что «…взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый — оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…» Портретная характеристика дает возможность составить впечатление о Печорине, но гораздо важнее то, что представляет собой портрет его души.

Система ценностей Печорина

Читатель ничего не знает о семье героя, что тоже является характеристикой: отсутствие информации указывает на то, что в жизни Печорина семья важной роли не играет. У Печорина нет друзей: он считает, что «из двух друзей всегда один раб другого», а потому подчиняет себе предрасположенных к нему добрых людей.

«Бэла», художник Михай Зичи, Будапешт, 1902 год | Источник: Художник Михай Зичи, public domain

«Бэла», художник Михай Зичи, Будапешт, 1902 год

Источник:

Художник Михай Зичи, public domain

Иллюстрация В. А. Полякова к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Княжна Мери», ок. 1900 г. | Источник: Художник В. А. Поляков

Иллюстрация В. А. Полякова к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Княжна Мери», ок. 1900 г.

Источник:

Художник В. А. Поляков

В любви герой также приемлет лишь собственное доминирование: он не понимает, как можно быть единым целым с кем-то и оставаться при этом собой. Ощущая жизнь как банальность, Печорин все же надеется, что очередное любовное приключение освежит его чувства и обогатит ум, но скептицизм в корне уничтожает непосредственность и чистоту зарождающегося чувства, не оставляя герою шанса на счастье.

В. Г. Белинский писал о Вере, одной из тех, чью судьбу разрушил Печорин: «Отношения ее к Печорину похожи на загадку. То она кажется вам женщиной глубокой, способной к безграничной любви и преданности, к геройскому самоотвержению, то видите в ней одну слабость и больше ничего… В ее обожании есть что-то рабское».

Печорин же говорит о Вере: «Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно». Герой уже заранее знает, что отношения бессмысленны, он не способен на глубокое чувство в настоящем. В конце концов власть над женщиной оказывается для него важнее, чем искренность чувства.

Фундаментальные ценности Печорина — собственная воля (и подчинение ей других) и свобода: такой набор жизненных ориентиров исключает присутствие в жизни других близких ему людей и оставляют лишь перспективу полного одиночества.

Фаталист ли Печорин

Глава «Фаталист» помещена в конце всех историй о Печорине. М. Ю. Лермонтов подошел к понятию «неотвратимость судьбы» с разных сторон, но не дал ответа на вопрос, существует ли предопределение в человеческой жизни.

Возможное существование предопределения подталкивает Печорина к тому, чтобы доказать себе: именно он является настоящим хозяином собственной судьбы. В игре главного героя с роком пешками становятся человеческий судьбы и жизни. Мотив борьбы с судьбой особенно ярко звучит в монологе, завершающим повесть «Княжна Мери»:

«Отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное? Нет, я бы не ужился с этой долею! Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце. Он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парусa».

М. Ю. Лермонтов «Тамань». Институт русской литературы. Санкт-Петербург, 1837 год | Источник: Рисунок М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов «Тамань». Институт русской литературы. Санкт-Петербург, 1837 год

Источник:

Рисунок М. Ю. Лермонтова

Подведем итоги

Роман, написанный в эпоху вынужденного застоя образованных и сильных дворян, показал портрет героя времени. Перед читателем — умный и искренний молодой человек, рано утративший огонь души и обреченный на одиночество.

Он заслуживает и сострадания, и осуждения, так как терзает не только себя, но и других, невинных людей, которым не повезло встретить «лишнего человека» на жизненном пути и обратить к нему чистое сердце, жаждущее любви и дружбы.

Исповедь героя времени показывает в нем и фаталиста, и борца, желающего доказать себе, что именно он является хозяином собственной судьбы. Так это или нет — Лермонтов не показывает, а лишь дает богатейший материал для изучения болезни, поразившей душу целого поколения.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения