Разбираем знаковое произведение русской поэзии вместе с преподавателем.
Краткое содержание поэмы «Двенадцать»
Из поэмы А. Блока «Двенадцать» читатель узнает, какая обстановка сложилась в послереволюционном Петрограде. В городе метель. Вокруг разносятся крики, проклятия и причитания.
В месте, где все сковано холодом и страхом, смело шагают двенадцать красных — большевиков, силой захватывающих власть в ходе Гражданской войны 1917 года. Их греет ненависть: они злятся на Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы, и Катьку, которая смогла по-своему приспособиться к новым реалиям, торгуя собой. Измену Катьки горько переживает Петруха — один из красных, чье сердце разбито ветреной женщиной.
После встречи с предателями отряд открывает огонь: бывшая возлюбленная Петрухи убита, Ванька спасается бегством. Смерть Катьки не воодушевила красногвардейца: ему тяжело на душе. Остальные красные в отряде грубо напоминают ему, что он пошел против моральных ценностей прошлого, а не настоящего, поэтому ему следует собраться и держать революционный шаг. Встретив фигуру впереди, отряд открывает огонь, но никого не убивает. Перед ними появляется Исус Христос (орфография поэмы сохранена), который становится их лидером, ведущим разбойников в новый мир.
Образы, мимо которых нельзя пройти
Петруха — один из отряда красных, убивающий Катьку в пылу чувства мести: разочарованный и обиженный влюбленный.
Ванька — ушедший в жандармы герой, который гуляет с Катькой.
Катька — бывшая возлюбленная Петрухи, приспосабливается к новому миру, торгующая телом.
Исус Христос — Блок выбирает именно такое написание имени, подчеркивая, что лидером двенадцати становится не привычная фигура Сына Божия, а новый символ присутствия Бога на земле.
«Нищий пес голодный» — символ старого, уходящего мира. В поэме пес идет за отрядом двенадцати, но они не обращают на него внимания.
Что общего у гулящей Катьки и Христа?
В поэме образы Катьки и Исуса связаны сильным эпитетом «жемчужный»: он встречается в поэме дважды, его нельзя не заметить. Совпадением этот художественный прием не назвать.
Важно учитывать, что идеал А. Блока всегда — с первых стихов о Прекрасной Даме до последних о России-жене — был связан с женским образом. Россия у поэта всегда была женщиной. Убийство Катьки в этом контексте может трактоваться не только как безнаказанное насилие в условиях стихийной революции, но и как уничтожение красоты, чистоты и даже больше — державы. Вывод здесь может быть только один: революция безнравственна, сметает все на своем пути, не признавая чистоты, святости и нежности.
Остается ли Божье начало в революции?
К Божьему началу обращаются и созерцатели революции, и ее «апостолы» — двенадцать разбойников. Старушка, наблюдающая за изменениями в привычном мире, не принимает большевиков и не понимает, почему вся власть должна быть у Учредительного собрания, но верит в Богородицу: «Ох, Матушка-Заступница!».
Кажется, что ничего святого при новых порядках быть не должно: двенадцать шествуют по Петрограду, чтобы убивать, красть, блудить «без креста». Кровь проливается без доли сожаления в угоду новому миру. Тогда почему в финале поэмы появляется образ Христа? Исус олицетворяет идею искупления Христом еще одного кровавого греха людей, идею прощения: двенадцать разбойников пройдут путь апостолов и построят новый гармоничный миропорядок.
«Сегодня я гений» (А. Блок)
Что заставило скромного поэта-символиста назвать себя гением? В апреле 1920 года в «Записке о „Двенадцати“» Блок написал: «…в январе 1918 года я последний раз отдался стихии <…> Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией».
Гений Блока можно оценить только с пониманием довольно простой истины: поэт не восхвалял революцию, не порицал ее, а живописал. В поэме все построено на контрасте: черное и белое, старый и новый миры, убийство и святость проникают друг в друга, переплетаясь в вихрях метели Петрограда. События 1917 года разносятся эхом в веках: даже сегодня есть приверженцы советской власти и ее противники, осуждающие революцию. Не выбирать сторону, а изобразить стихийный процесс — вот решение Блока, сделавшее его гением.
Хочу знать больше: как анализировать поэму дальше?
Поэма А. Блока создавалась в рамках модернистского течения символизм: проанализируйте символы, используемые поэтом (начните, например, с цветов) — что они означают, о чем говорят?
Проследите за тем, как любовный конфликт перерастает в конфликт социальный.
Выявите своеобразие композиции: какую роль выполняет смысловое деление поэмы на части?
Как анализировать стихи, лирику и лироэпос в целом?
Разбирайте произведение последовательно по этим пунктам:
Время (место) написания, история создания — это поможет понять, что происходит, о чем произведение.
Жанровое своеобразие: к какому жанру относится произведение и какие у него в связи с этим особенности.
Разбор неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. Что означают эти образы?
Чувства лирического героя и особенности его самовыражения.
Движение авторской мысли от начала к концу произведения — что меняется по ходу произведения?
Связь содержания и художественной формы: композиционные решения и деление произведения на части; звуковой ряд, использование звукописи, ассонанса, аллитерации. Почему автор решил использовать именно такие слова и приемы?
Степень «вечности» поднятых проблем: насколько они важны для современности.