Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Анализируем скандальный роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» вместе с экспертом

О чем произведение и как правильно его читать

5 марта 2025Обсудить
Анализируем скандальный роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» вместе с экспертом | Источник: кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)
Источник:

кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

Преподаватель литературы и русского языка

Коротко о главном

Роман «Доктор Живаго» вызывает множество дискуссий. Одни хвалят произведение, видя в нем художественное переосмысление судьбы творческой интеллигенции во время революции и утверждение идеи бессмертия души через искусство. Другие ругают: осуждают вслед за советской критикой и указывают на множество ошибок в романе, в числе которых — анахронизмы (нарушения временной логики) и несоответствия историческим событиям.

Источник: кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)
Источник:

кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

История романа

Жаркие споры о романе начались еще в момент издания книги в 1948 году: критики увидели в одном из стихотворений, включенных в роман, смесь мистики и эротики.

Критической точки напряжение достигло, когда в 1958 году Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию, от которой отказался, осознавая, как отреагируют сограждане на готовность принять награду из рук врагов СССР. Тем не менее, такое решение не спасло писателя от травли на Родине: на его голову посыпались возмущения журналистов и простых советских граждан.

Но Пастернак все равно остался в Советском Союзе, не видя для себя другого пути. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины в сознании Пастернака. Такая же неразрывная связь обнаруживается между главным героем романа «Доктор Живаго», который не покинул родную землю, несмотря на все тяготы и горести, обрушившиеся на его голову.

О чем роман

В центре событий произведения — революция и Гражданская война. Пастернак изобразил историю жизни врача-интеллигента, попавшего в водоворот истории. Доктор Живаго стремился к переменам, идеализировал революцию, не до конца осознавая, к каким последствиям она может привести, видел в ней тонкую хирургию истории.

Революция же стерла с лица земли и Живаго, и интеллигенцию в целом, забрав жизни невинных людей и переломав судьбы их потомков. Процесс излома человеческой жизни детально показал читателю Пастернак: доктор пытается устроить жизнь, создать семью, помочь людям, спасти жизни, но его мечтам и планам не суждено сбыться. Он умирает, потеряв все, что делало его счастливым. Что же остается от главного героя?

Источник: кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)
Источник:

кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

Что можно противопоставить хаосу революции

Доктор Живаго теряет все: жену, любовь всей своей жизни, ребенка и даже смысл существования. Перед смертью он становится человеком, который позволил себе смириться, опуститься и утратить душевный огонь.

Единственное, что остается напоминанием о нем — сборник стихов. Именно они даруют Живаго бессмертие: он рассуждает о любви, смерти и смысле бытия — и укрепляет этим жизнь. Пастернак дает читателю надежду: смерть — не конец, если у человека при жизни была внутренняя сила, одухотворяющая мир вокруг.

Источник: кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)
Источник:

кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

Ключевые стихотворения сборника Живаго: «Гамлет», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад».

Стихотворение «Гамлет» как ключ к идее романа

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Гамлет — герой пьесы Уильяма Шекспира, которому приходится делать сложный жизненный выбор. Именно в таком положении находится лирический герой одноименного стихотворения. Он ощущает себя в жизни актером, который вынужден лишь играть роль, чувствовать неизбывное одиночество и ожидать неотвратимых ударов судьбы.

Это стихотворение отражает внутреннюю драму главного героя романа, ставшего игрушкой в руках истории. Функция в том, чтобы дополнить смыслы, которые заложены прозаическим текстом.

Лирическое произведение раскрывает глубину внутреннего мира человека, которую едва ли возможно передать прозой. Читатель осознает трагедию жизни Юрия Живаго, который не может найти истину ни в одной из враждующих сторон: ему остается лишь взывать к Всевышнему, прося милости. Так, трагическая судьба главного героя оказывается материалом для стихотворений, которые даруют Живаго бессмертие.

Источник: кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)
Источник:

кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)

Главные темы романа

Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции. Однако не только она определяет суть произведения: с главными героями связана проблема любви.

Источник: кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)
Источник:

кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)

Источник: кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)
Источник:

кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)

Пастернак изображает любовь судьбоносной, предназначенной героям свыше, но сталкивающейся с преградами в виде хаоса и неустроенности окружающего мира. Доктор Живаго связывает свою жизнь с тремя женщинами. Лара дарит ему любовь настоящую, стихийную, природную. Тоня показывает, что существует любовь-самоотречение, которая становится не счастьем, а долгом. Марина открывает ему существование любви-компромисса.

Юра (Омар Шариф) и Лара (Джули Кристи) | Источник: кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

Юра (Омар Шариф) и Лара (Джули Кристи)

Источник:

кадр из фильма «Доктор Живаго» (1965)

Любовь противоречива, разнообразна в своих проявлениях, но нежизнеспособна в условиях кровавого передела жизни. Герои романа пытаются обрести счастье через любовь, семью и ощутить тепло родного дома, но это невозможно, так как счастья не может быть там, где есть насилие.

Источник: кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)
Источник:

кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)

Источник: кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)
Источник:

кадр из сериала «Доктор Живаго» (2005)

Подводя итоги

«Доктора Живаго» Б. Л. Пастернака можно назвать одним из лучших романов о русской революции. Темы человека и истории, любви во времена исторических катаклизмов и смысла бытия переплетаются в произведении. Роман демонстрирует, как насилие уничтожает счастье, помогает осознать, что можно противопоставить кровавой революции и неизбежной судьбе — творчество.

Анализировать роман Пастернака по классическим законам литературоведения сложно. Необходимо учитывать множество факторов, которые годами исследуют филологи: исторический контекст, оценку романа критиками, биографию автора, специфику работы над романом и развитие поэтической мысли Пастернака от периода к периоду. Только так можно сложить пазл гения Пастернака. Классическую схему анализа эпического романа мы разберем в следующих статьях.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения