В период освоения Южного Сахалина вдоль мыса Анива пролегал сложный с точки зрения морской навигации маршрут — моряков у мыса встречали постоянные туманы и шторма, сильные течения, подводные камни. Здесь сел на мель и разбился не один корабль. Поэтому в 1939 году руководители префектуры Карафуто решили построить маяк, чтобы в будущем уберечь моряков от гибели.
Справка
С 1905 по 1945 год южная часть Сахалина была японской и относилась к префектуре Карафуто. Японское название мыса Анива — Нако-Сирето-Мисаки.
Долгое время смотрители работали на маяке посменно, по четыре человека, и по завершении навигационного сезона покидали свой пост, зимуя в поселке Южная Застава (японское название — Сатоо). В 1990 году было принято решение перевести маяк в автоматический режим и оборудовать его радиоизотопными термоэлектрическими генераторами. С тех пор постоянных работников в башне нет, а в 2006 году отсюда вывезли и сами изотопные установки, оставив маяк один на один со стихией.
Постройку давно захватила природа: этажи и комнаты маяка облюбовали чайки, фасад полуразрушен от сильных ветров и штормов, а металл изъеден ржавчиной. Но как раз это и привлекает сюда туристов.
Добраться до маяка даже сегодня весьма непросто: сначала нужно около 2,5 часов ехать на автомобиле от областного центра, города Южно-Сахалинска, до села Новиково, затем еще примерно полтора часа на моторной лодке. Высадка происходит на скалах, и чтоб попасть внутрь маяка, нужно по тросу и скользким камням забраться на его основание — это требует хорошей координации и физической подготовки. Вокруг летают и кричат чайки, которые самоотверженно защищают свою территорию и птенцов.
Но путь действительно того стоит! Возможность прикоснуться к истории, ощутить замершее время, находясь внутри башни и поднимаясь по узкой винтовой лестнице, захватывает дух и заставляет сердце биться чаще. Высота Анивы — примерно 9 этажей (31 метр), и с самой верхней площадки открывается потрясающий вид на море и скалы, который невозможно предать словами: это нужно видеть своими глазами. Поэтому с каждым разом поток желающих попасть на маяк становится все больше, причем интерес он вызывает не только у жителей острова, но и у гостей с материка и даже из-за границы.
Советы
Чтобы увидеть маяк в лучшем виде, стоит запланировать путешествие на раннее утро. Тогда Анива будет выглядеть сказочно, в объятиях утреннего плотного тумана, который постепенно рассеется с восходом солнца. К тому же другие туристы не будут мешать обзору. Первый рейс на лодке отходит в 8 утра.
Неважно, страдаете ли вы морской болезнью или нет, до отправления примите таблетки от укачивания. Качка на море в районе мыса бывает настолько сильной, что даже самый стойкий организм может не выдержать.
Так как путь предстоит долгий, обязательно возьмите с собой перекус и воду.
Важно надеть резиновые сапоги, чтоб не промочить ноги.
Даже если погода будет без ветра и дождя, лучше одеться потеплее. Рыбацкий плащ, защищающий от воды, и специальные жилеты выдаются на месте.