По сообщению «Роскосмоса», на космодроме Восточный в Амурской области специалисты завершили сборку космической головной части для ракеты «Ангара-А5». Первый пуск «Ангары-А5» с этого космодрома запланирован на первую декаду апреля. Преподаватель астрономии, почетный доктор наук Сергей Чумаков рассказал Vokrugsveta.ru, в чем отличие этой ракеты-носителя от предшественников и какие надежды на нее возложены.
В апреле на российском космодроме «Восточный» планируется первый запуск тяжелой ракеты «Ангара-А5» — работы по монтажу и строительству соответствующей инфраструктуры уже заканчиваются, а на стартовом столе прошли испытания с полноразмерным макетом ракеты. До весны 2024 года было произведено несколько пусков «Ангары», но все они проходили на военном космодроме «Плесецк». Теперь настала очередь полетов в интересах гражданских ведомств. В этом материале я постараюсь рассказать читателям, чем так примечателен апрельский старт для российской и международной космонавтики.
«Ангара» — это семейство российских ракет-носителей нового поколения, которое включает в себя носители от легкого до тяжелого классов. Сегодня тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5» является одной из самых мощных и перспективных ракет-носителей для космических полетов.
Работы по созданию «Ангары» начались еще зимой 1995 года, но долгое время совсем не продвигались, ведь с финансированием космической отрасли в девяностых дела шли совсем катастрофически. Тем не менее с середины первого десятилетия XXI века про «Ангару» вспомнили, что сделало возможным доведение работ до испытательного запуска.
Ракета «Ангара-А5» впервые оторвалась от Земли в 2014 году. При ее создании были использованы наработки проекта «Энергия-Буран» и учтены тенденции мировой космонавтики. К тому же, ее главное назначение, замена тяжелой ракеты «Протон», накладывало некоторые ограничения на конструкцию двигателей… Как показали дальнейшие тесты, все инженерные решения попали, что называется, в точку.
Во время работы над «Ангарой» конструкторам удалось найти приемлемый баланс между размерами и вместимостью. Ракета получилась модульной — к ней можно присоединять несколько универсальных ракетных модулей (УРМ), которые увеличивают тягу «Ангары».
Так, в своём минимальном оснащении «Ангара» способна доставить на низкую околоземную орбиту грузы массой в несколько тонн, а если к ней присоединить четыре УРМ, которые выглядят как маленькие ракеты по бокам, то уже более 20 тонн. Предполагается, что со временем некоторые части ракеты можно будет сделать многоразовыми, что значительно снизит стоимость космических запусков.
Главное отличие «Ангары-А5» от ее тяжелых предшественников, созданных еще в Советском Союзе, — использование менее токсичного топлива. Ракету заправляют кислородом и керосином, что позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду. Это важное достижение в развитии космической техники, поскольку позволяет уменьшить загрязнение при старте и полете ракеты.
Предшественник «Ангары-А5», тяжелый «Протон», который используется для выведения на орбиту геостационарных спутников и межпланетных станций, летает на гептиле. Это вещество, хотя и обладает достаточно высокой температурой сгорания, известно своим сильнейшим токсичным и канцерогенным действием. Существует легенда, что, когда Королев узнал о подобных свойствах гептила, то назвал его «чертовой отравой».
Не каждый космодром приспособлен для запуска «Ангары-А5» — большой ракете требуется большая инфраструктура. Именно поэтому на «Восточном» несколько месяцев возводили необходимые строения и гигантскую кабель-заправочную мачту. Она будет обеспечивать ракету электропитанием и топливом, пока ракета-носитель не оторвется от стартового стола.
Первый старт «Ангары-А5» состоится уже в апреле, и будем надеяться, что системы и агрегаты не подведут. У этой тяжелой ракеты есть все шансы стать рабочей лошадкой отечественной и мировой космонавтики. Особенно если дело дойдет до создания многоразовых ступеней для нее.