Став женой арабиста, надо быть готовой к тому, что в один прекрасный день придется переселиться в страну арабского мира. Однако я никак не предполагала, что этой страной окажется Королевство Саудовская Аравия. И вот я здесь уже более пяти лет.
Конечно, я имела представление, что такое Королевство Саудовская Аравия (КСА) и какие в нем действуют законы. Именно поэтому идея проживания в этой стране казалась мне немного безумной и не очень привлекательной. В 2016 году в России о КСА знали не слишком много, в отличие от куда более популярных Эмиратов.
Практически каждый, услышавший о нашем переезде, говорил: «Здорово, Дубай — отличное место!». В результате наш разговор заходил в тупик. Надо сказать, что такая реакция нередко встречается и сейчас. Жизнь в столице КСА Эр-Рияде сильно отличалась от привычной жизни в Москве, но жить здесь для меня оказалось крайне интересно и познавательно.
Правила жизни
В Аравии на момент нашего приезда действовали очень строгие законы. Полностью запрещалось:
продавать и покупать какие-либо товары, связанные с празднованием нового года;
показывать оголенные части тела, что распространялось и на рекламные плакаты;
мужчине и женщине держаться за руки, тем более обнимать или целовать друг друга при встрече.
Абсолютно все общественные места закрывались во время молитвы как минимум на полчаса, а по пятницам до 16.00 открыты были только мечети.
Полиция нравов (муттава) к тому времени была уже отменена, но остались самопровозглашенные недремлющие борцы, которые могли подойти и сделать замечание любой женщине, которая, по их мнению, вела себя или выглядела неподобающе — например, если были видны волосы из-под платка.
На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Шесть лет назад мысль о туристических визах для всех желающих казалась абсурдной, кинотеатры и примерочные в магазинах были просто абстрактной мечтой, и ни о каких выставках, фестивалях с аттракционами и цирковыми представлениями не могло быть и речи.
За последние три года, несмотря на пандемию, в КСА уже дважды (в 2019 и 2021 гг.) проводили театрализованный фестиваль RiyadhSeason, в декабре 2021 года в Джидде прошел кинофестиваль Red Sea International Film Festival, в конце 2021 года прогремел музыкальный фестиваль MDLBEAST SOUNDSTORM.
Женщинам разрешили не носить хиджаб (платок, покрывающий голову) и никаб (платок, закрывающий нижнюю часть лица), длинные платья в пол — абайи — тоже перестали быть обязательной формой одежды для женщин. Многие иностранки отказались от них совсем и надевают скромную одежду, прикрывающую руки и ноги.
Вспоминаю, как четыре года назад я была удивлена, увидев в больнице молодую девушку-саудитку в расстегнутой развивающейся абайе, с открытым лицом, распущенными волосами и обычной кепке. Первой мыслью было, что это студентка, обучающаяся за границей и приехавшая на каникулы. Сейчас такой стиль одежды не привлекает к себе никакого внимания.
Два года назад на территории дипломатического квартала, где изначально были не такие строгие правила проживания, как везде, я впервые увидела, что в кафе «Старбакс» отменили отдельные входы для мужчин и семей, а также отдельный зал для мужчин, и это стало настоящим прорывом на тот момент и вполне обыденным явлением сегодняшнего дня.
И, конечно же, революционным решением стал закон, разрешающий женщинам получать водительские права и водить машину без сопровождения мужчин. Надо сказать, что гораздо больше женщин воспользовались возможностью сесть за руль, чем разрешением снять хиджаб и никаб.
Возможно, это не так уж и удивительно: весьма удобно накинуть абайю прямо на пижаму, прикрыть лицо никабом и отправиться побродить по торговому центру. Но постепенно женское начало берет верх, молодые девушки открывают лица. Тем временем в моем гардеробе множатся длинные кардиганы, большие палантины и широкие брюки, а мои абайи все реже покидают шкаф.
Около года назад я получила саудовские водительские права, за рулем в Эр-Рияде чувствую себя вполне комфортно. Дороги здесь шире, чем в Москве, всегда есть парковочные места, и очень редко бывают пробки.
Деньги на жизнь
Зарплата экспата в международной компании: от $45 000 в год плюс проживание
Вилла в компаунде: около $40 000 в год
Дом в городе: около $25 000 в год
Школа для одного ребенка: $15 000 — $27 000 в год в зависимости от класса
Рабочая лицензия: $3500 в год
Еда для семьи из 3-4 человек: до $2000 в год
Бензин: $1600 в год
Электричество: $2000 в год
$1 = 3,7 аравийских риала
Гетто для своих
Эр-Рияд — один из самых жарких городов мира, название которого в переводе с арабского означает «сады» или «луга». Несмотря на название, город сложно назвать зеленым или цветущим, хотя и прилагается много усилий, чтобы сделать его таким.
Современные, наполненные стеклом, металлом и рекламным светом проспекты переходят в широкие улицы двухэтажных зданий, на первых этажах которых расположены магазины, прачечные, ремонтные мастерские и предприятия прочих сфер услуг, а вторые этажи являются жилыми помещениями.
Проспекты сменяются кварталами особняков песочного цвета с небольшими окнами за высокими заборами, принадлежащими отдельным семьям с достаточно высокими доходами. Город практически всегда наполнен солнцем, очень часто зноем, иногда песчаными бурями, редкими прохожими днем и оживлением центральных улиц и торговых центров от захода солнца до поздней ночи.
А еще в городе есть особые территории, — огражденные бетонными заборами, часто с колючей проволокой сверху, со строгой пропускной системой. Они называются «компаундами». Здесь и живут экспаты, специалисты разного уровня из разных стран, приглашенные работать в страну.
На территории компаундов обычно уже есть детский сад, небольшие магазины, рестораны, спортивные площадки, тренажерные залы, детские площадки, бассейн, иногда кинотеатр и прочие предприятия сферы слуг.
Проживание — так же, как и транспорт, страховку, школу для детей, — обеспечивает приглашающая компания: несмотря на высокий уровень зарплат в стране, работнику практически невозможно самому оплачивать вышеупомянутые блага из-за их очень высокой стоимости.
Компаунды могут быть совсем маленькие (несколько десятков домов) и огромные, — например, KAUST (Научно-технологический университет имени короля Абдаллы), закрытый город ученых на берегу Красного моря.
В компаундах разрешены некоторые отступления от общих правил, действующих в государстве. Форма одежды свободная. Общение в основном на английском языке. Знание языка, конечно, разное, география общества обширна. Возможно, поэтому здесь так распространено взаимоуважение и корректное поведение.
В закрытой системе, вдали от дома, представители разных стран стараются строить добрососедские отношения, часто переходящие в дружеские. Весь компаунд обычно в курсе, когда в гости приезжают родственники: все здороваются, спрашивают, как дела, многие приносят угощения, более близкие приглашают зайти на чашку кофе.
Дети экспатов в основном учатся в международных школах. Иногда иностранные граждане в целях экономии отправляют своих детей в местные школы, но обычно это заканчивается переводом в международные.
Несмотря на высокую стоимость обучения, не всегда удобное расположение, длинные листы ожидания, жесткий подход к отбору учеников, международные школы пользуются большим спросом, так как, кроме относительно низкой стоимости, других преимуществ в саудовских школах, к сожалению, нет.
Уровень образования в международных школах весьма высокий, поэтому те саудовцы, которые хотят обеспечить своим детям перспективное будущее, основанное на хорошем знании общеобразовательных предметов и английского языка, также выбирают для них международные школы.
Без страховки жить в Аравии, особенно с детьми, практически невозможно, так как прием у врача в хорошей клинике обойдется дорого. При наличии хорошей страховки вы будете обеспечены всем необходимым в случае болезни, включая роды.
Женская доля
Женская часть компаундов любит посещать «кофейные утра», завтраки в стиле бранч, которые проводят разные компаунды примерно раз в месяц. Дополнительно к завтракам на этих мероприятиях часто проводятся выездные ярмарки-продажи, на которых можно купить всякой всячины, привезенной, произведенной, испеченной или выращенной экспатами.
Русскоговорящих женщин в Эр-Рияде немного — около трехсот человек. Многие работают в сфере услуг, парикмахерами, косметологами, предлагают себя как профессиональных фотографов, кулинаров, шьют и вяжут на заказ, работают в детских садах.
Надо сказать, что их профессиональный уровень, к сожалению, ниже, чем уровень специалистов в России, так как конкуренции здесь практически нет: саудовские женщины только начинают выходить на работу.
На более ответственные должности также могут принять женщин, но здесь требования к образованию и опыту работы высокие, отбор жесткий. А вот требований к семейному статусу нет, и незамужних русскоговорящих женщин, работающих в КСА, достаточно много.
Русскоговорящие женщины объединяются в группы по интересам и иногда организовывают встречи, чтобы познакомиться поближе. Встречи могут проходить на истирахе, загородном доме, который можно снимать посуточно, в компаунде или в домах тех из них, кто вышел замуж за саудовских мужчин. Они отличаются от привычных для нас тем, что мужчинам не разрешено входить в помещения, где они могут встретить кого-нибудь из дам.
Образ мысли и образ жизни европейских жен саудовцев зависят от их собственного выбора, а также от семьи, в которую они попадают. Кто-то принимает ислам, надевает никаб, соблюдает строжайшие правила поведения и живет по законам ислама, а кто-то сохраняет свои традиции и относится с уважением к чужим.
На родине шаурмы
Когда в первый раз приехала моя мама, мы старались показать ей Эр-Рияд с самой лучшей стороны, посетили самые большие музеи: национальный, исторический и авиации, старые поселения с разваливающимися домиками, построенными из смеси песка и глины, «Край света», огромные отвесные скалы гор Тувайк, расположенные в 96 км от Эр-Рияда, сафари-парк Nofa Resorts с огромными и ухоженными гольф-полями, и, конечно же, ресторан арабской кухни самой известной в Саудии сети Najdi.
Чтобы получить отдельный семейный кабинет, нам пришлось заказать на троих взрослых и одного двухлетнего ребенка четыре сета-ассорти, каждый из которых был рассчитан, как минимум, на двух-трех человек.
И вот, сидя на полу в небольшой отдельной комнате и глядя на изобилие глиняных мисок, наполненных в основном разнообразными лепешками и жидкими кашами с тушеными овощами, различными видами тушеного мяса, включая мясо верблюда, мой муж сказал: «Я вспомнил: я не люблю арабскую кухню».
С тех пор мы посещаем рестораны американской и итальянской кухонь и иногда гриль-ресторан нашего друга-саудита, который восхитительно готовит мясные блюда. Надо сказать, что совместное барбекю — очень распространенная форма общения среди разных слоев населения Эр-Рияда. Здесь также много ресторанов-гриль, в которые часто не так просто попасть из-за их популярности.
Посещение ресторанов, перекус фаст-фудом, еда на вынос, кофе из «Старбакса», пикники — в общем, все виды приема пищи — самое любимое развлечение жителей Саудии. В пятницу все парки после 16.00 заполняются семьями. Люди располагаются на принесенных из дома ковриках и пледах на газонах, выкладывают еду, пьют арабский кофе и остаются там до глубокой ночи.
Более обеспеченные граждане проводят время в ресторанах, предпочитая заведения известных американских сетей, но не оставляя без внимания предприятия индийской и арабской кухонь.
Из всех блюд арабской кухни самое распространенное и, на мой взгляд, самое вкусное — шаурма. Чаще всего ее не заворачивают в лаваш, как мы привыкли в России, а подают отдельно лепешки, разные виды мяса и овощи. Мясо здесь готовят восхитительно, особенно говядину.
В больших городах с популярностью гастрономических развлечений может поспорить только страсть к шопингу. Ближе к вечеру, особенно по четвергам, огромные моллы заполняются покупателями. Никто не торопится домой, мужчины, женщины и дети всех возрастов неспешно перемещаются между магазинами, ресторанами и детскими площадками.
Создается ощущение, что все жители города собрались в одном месте, а форма одежды коренных саудитов, представляющая собой длинные черные платья в пол (абайи) у женщин и такие же длинные, только белого цвета (тобы) у мужчин, только усиливают эффект.
Эта сохраняющаяся долгие годы картинка должна была измениться после введения туристических виз, но пандемия помешала туристам заполнить улицы Эр-Рияда и привнести непривычную суету в сложившийся ритм города. Надеюсь, все еще впереди.
Своя Аравия
Экспаты приезжают со всего мира, чтобы заработать, и постоянно ощущают временность своего пребывания здесь. Постепенно они привыкают к климату и окружению, при этом многие остаются на долгие годы, а потом вдруг неожиданно уезжают навсегда. Если у тебя нет обязательного контракта, кажется, ты никогда не знаешь, вернешься или нет после очередного отпуска на родине.
Такое же чувство испытываю я, каждый раз собирая вещи в очередную поездку в Москву. Чемоданы множатся, все необходимое и не очень уезжает с нами, а потом возвращается обратно. И вот я снова январским днем захожу в наш дом, пью чай с финиками во дворе на качелях, в саду созревают помидоры и перец чили, зеленеют мята и базилик, дети босиком бегают по траве, наш уютный компаунд утопает в зелени.
Моя жизнь здесь сильно изменилась: у меня появились настоящие друзья, мой статус домохозяйки, сидящей дома с ребенком, поменялся, я получила водительские права и начала работать преподавателем китайского языка в британской школе, посетила практически все страны Залива, исколесила Саудовскую Аравию.
Если раньше казалось, что, кроме торговых центров и поездок в пустыню, делать здесь нечего, то сейчас я открываю все больше интересных мест. Это и университетский город Джидда, и город будущего Неом на берегу Красного моря, и находящийся под охраной ЮНЕСКО древний оазис Аль-Ула, и острова Умлудж — саудовские Мальдивы.
Сейчас я могу с уверенностью сказать, что Саудовская Аравия предоставляет много возможностей для самореализации — при условии, что вы готовы работать. И, конечно же, соблюдать установленные правила, а не навязывать свои.
Королевство Саудовская Аравия
Площадь 2 149 690 км2
Население 38 401 000 чел.
Расстояние от Москвы до Эр-Рияда 4 725 км по земле и 3 525 км по воздуху
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, ноябрь 2022