Крепость Узундара, которая находится в Байсунском районе Узбекистана, была открыта академиком Эдвардом Васильевичем Ртвеладзе в 1991 году. Раскопки здесь ведутся с 2013 года. На сегодняшний день исследователи пришли к выводу, что Узундара была пограничной заставой, защищавшей эллинистическую Бактрию от набегов кочевников с севера.
Специалисты раскрыли одну из башен крепости, фрагменты крепостной стены и собрали значительную коллекцию артефактов, которые подтвердили, что крепость была построена в начале III века до нашей эры, использовалась около 150 лет и пала после штурма войск кочевников во II веке до нашей эры. Ранее была исследована цитадель крепости площадью в 3000 квадратных метров.
«Раскопки показали, что фортификационные сооружения прекрасно сохранились. Впервые с момента гибели крепости стены Узундары снова увидели свет: мы раскрыли половину угловой башни, сохранившейся в высоту на два этажа, открыли проход и крепостные стены с двумя галереями, которые уцелели на высоту до трех метров. Потрясающе, что единственная в Северной Бактрии каменная эллинистическая крепость III–II веков до нашей эры обладает такой уникальной сохранностью», — отметила руководитель Бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции Института археологии РАН Нигора Двуреченская.
В этом сезоне археологи исследовали территорию вокруг цитадели и обнаружили предполагаемое место штурма. Среди других находок — китайский арбалетный болт II–I веков до нашей эры. Ранее два аналогичных болта были найдены в районе северо-восточной угловой башни. Как полагают ученые, это оружие принадлежит юэчжийским кочевникам, которые отбросили границу Греко-Бактрийского царства далеко на юг и послужили одной из причин его гибели.
«Мы только приступили к изучению крепости, но уже сейчас очевидно, что ее сохранность уникальна. В дальнейшем мы надеемся выяснить планировку основного четырехугольника крепости и найти основные жизненно важные постройки: вход в крепость, хранилище воды, расположение казарм и общественных построек, в том числе храма», — отметила Нигора Двуреченская.
Использованы материалы Института археологии РАН