Любители необычной архитектуры все чаще отправляются в путешествия, чтобы полюбоваться на те или иные сооружения снаружи и (если получится) изнутри. Об особенностях архитектурного туризма, его основных направлениях и архитектуре будущего рассказал в интервью «Вокруг света» историк архитектуры и создатель компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов.
«Архитектура — это искусство не для любования»
Можно ли сказать, что архитектурный туризм — это шанс по-новому раскрыться для городов, которые не считаются туристическими?
Именно, если в обычной ситуации человек сказал бы: «Что там делать? Что это вообще за ерунда?», то с акцентом на архитектуру эти города становятся жемчужинами. Получаются такие направления, о которых раньше никто не думал. Вот за это мы любим архитектурный туризм. Он дает, во-первых, возможность общения с искусством архитектуры; во-вторых, интеллектуальное, эмоциональное удовольствие, которое дарит искусство архитектуры, когда ты его понимаешь. А в-третьих, туристы испытывают радость первооткрывателя, который по-новому смотрит на привычные места или находит неожиданные места благодаря своему умению понимать архитектуру.
Кто в основном интересуется таким видом туризма?
Не думаю, что здесь есть какие-то специальные требования к образованию, профессии или еще чему-то. Какова типичная траектория у нашего постоянного клиента, у человека, который едет с нами исследовать особенности курортной архитектуры в Минеральные Воды или феномен народной архитектуры, сохраняющейся в аулах Дагестана? Как правило, человек приходит на одну экскурсию, еще не понимая, точно ли его интересует тема архитектуры и инженерии. Его заинтересовала новая тема, пришел на вторую экскурсию, на третью. Начал, может быть, с интереса к модерну, а закончил современной архитектурой.
Чем их так привлекает эта разновидность туризма?
Архитектура на тебя влияет не только тем, что она красивая, или тем, что она монументальная. Она, как и всякое искусство, разговаривает с тобой, и этот язык очень пленительный, от него невозможно оторваться, это как литература. Архитектура — это искусство не для любования. Время, создатель, заказчик, страна, нация — разговаривают с тобой через нее.
«В Серпухов у нас туры плохо продаются, а вот в Пущино — очень хорошо»
Расскажите, как выглядит московская экскурсия для любителей архитектуры: что они смотрят, что их интересует, куда они заглядывают?
На первый взгляд, любой туризм включает разговор об архитектуре. Вы приезжаете в Москву, идете смотреть Кремль, Спасскую башню, Большой театр. Это все архитектура. В архитектурном туризме мы говорим конкретно про форму здания или ансамбля, про стили, композицию, детали, творческий путь архитектора, — все это оказывается в фокусе внимания гида.
Куда люди чаще всего выбираются в поисках архитектурных впечатлений из Москвы?
В город Пущино — наукоград, слава которого пришлась в основном на поздние советские годы. Это был крупный научный центр, связанный с биохимией, биофизикой, микробиологией. Рядом расположены Серпухов и Таруса. Но в Серпухов у нас туры плохо продаются, а вот в Пущино — очень хорошо. Потому что мы едем туда смотреть архитектуру модернизма (хрущевско-брежневскую, даже исключительно брежневскую).
Нас этот город интересует как потрясающий градостроительный памятник модернизма с прекрасно сохранившейся предметной средой эпохи: все ручки на дверях, все оригинальные стеклянные двери, какие-то светильники пластиковые вафельные, которые там в советские годы были поставлены дизайнерами, все сохранилось в первозданном виде.
К сожалению, многие архитектурные достопримечательности — это жилые дома или закрытые для посторонних учреждения. Как быть с ними, если хочется увидеть интерьеры? Есть какие-то лайфхаки, чтобы попасть внутрь?
Для этого существуют как раз экскурсионные бюро. Для нас очень важно ощущение открытости города. Это не какая-то совокупность заборов, оград, колючих проволок. Это дружелюбная доступная среда, дающая людям возможность постигать город. Общаться с архитектурой, глядя на нее только снаружи, невозможно. Архитектура — это искусство организации пространства, оно понятно изнутри.
«Никакой Баден-Баден, никакие Карловы Вары не обладают таким разнообразием»
Россия очень большая и очень разная во всех смыслах, в том числе с точки зрения архитектуры. Скажите, есть ли в ней города или регионы, которые «специализируются» на каком-то виде архитектуры?
Да сколько угодно! Архитектурный авангард 1920-х — начала 1930-х, безусловно, надо смотреть, помимо Москвы и Петербурга, в Екатеринбурге, Иваново и Нижнем Тагиле. Сталинская архитектура — это, безусловно, Петрозаводск, очень монолитный город в духе сталинского неоклассицизма. В Минеральные Воды тоже следует ехать за сталинской архитектурой.
Модернизм — это не только Пущино, но и другие наукограды вокруг Москвы: Троицк, Дубна, Зеленоград, Протвино, Черноголовка.
Есть ли в России такие города или регионы, в которые нужно ехать, потому что нигде больше не увидеть такой уникальной архитектуры?
Смотря что мы под уникальностью подразумеваем, это слово немножко затертое. Кавказские Минеральные Воды, например, уникальный регион, потому что это такой учебник, я бы сказал, по санаторно-курортной архитектуре, она там развивается с начала XIX века и вплоть до сегодняшнего дня.
Есть много локаций, которые уникальны по какому-то признаку. Например, тот же Дагестан действительно уникален, там сохраняется упомянутая стихийная непрофессиональная архитектура, которую также можно назвать народной, но для нее есть специальный термин — вернакуляр. Просто под «народной архитектурой» мы обычно понимаем избы, а вернакуляр может строиться даже сегодня. Думаю, у каждого города можно такую фишку найти.
Назовите три российских города, куда стоит отправиться за самыми яркими архитектурными впечатлениями.
Во-первых, Казань. Многие в ней бывали, но я еще раз свой родной город прорекламирую и поясню, в чем состоит его уникальность. Она состоит в сочетании православной (русской) и мусульманской (татарской) архитектуры. Это не только культовые, но и гражданские здания. Кроме того, архитектура казанских мечетей уникальна, не постесняюсь этого слова, в мировом масштабе. Они строились русскими архитекторами, которые следовали за светской модой. Нигде, даже в Стамбуле, такого нет, а в Казани можно увидеть мечети в стиле елизаветинского барокко, екатерининского классицизма, александровского классицизма, в мавританском стиле, в стиле модерн — просто все-все-все стили, которые были в нашей стране.
Во-вторых, Екатеринбург и вообще Свердловская область. В отличие от Москвы и Петербурга, в Екатеринбурге авангард (он же конструктивизм) не теряется среди прочей застройки. И еще одна уникальная особенность Екатеринбурга — сочетание авангарда с промышленной тематикой. Можно посмотреть на Плотинке на фрагменты завода начала XVIII века или поехать в Тагил и увидеть руины Старого Демидовского завода конца XIX — начала XX века, а потом посетить действующие предприятия. Вот это сочетание очень крутой архитектуры и очень крутой промышленности тоже достаточно уникально для нашей страны.
В третьих, Кавказские Минеральные Воды как регион — там все четыре города (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск. — Прим. Vokrugsveta.ru) образуют агломерацию. Это потрясающая концентрация санаторно-курортной архитектуры. Никакой Баден-Баден, никакие Карловы Вары не обладают таким разнообразием — это тоже уникальная в мировом масштабе территория.
А есть еще прекрасный город Йошкар-Ола, который находится в республике Марий Эл и славится он своим «архитектурным безумием»…
Да, то, что было сделано в Йошкар-Оле, — это типичный для 1990-х феномен, который можно назвать словом историзм. Это направление, которое существует в мировой архитектуре по крайней мере с конца XVIII века. Может быть, даже более ранние примеры можно найти.
Мы можем вспомнить Замок Пена в Синтре в Португалии — заказчик захотел, чтобы у него был дворец, как бы собранный из кусочков средневековых замков разного стиля. Или Нойшванштайн, например, в Германии. Или любая всемирная выставка — Парижская выставка 1889 года, Парижская выставка 1900 года — это бесконечная эклектика, копирование разных исторических стилей.
Йошкар-Ола, конечно, любопытный курьез, но надо понимать, что это просто продолжение традиции. Не могу сказать, что это что-то эксклюзивное. На такое можно посмотреть по всему миру: и более раннее, и более крупное.
«Какая архитектура сейчас — такая будет и потом»
Как вы себе представляете архитектуру будущего, по которой будут водить экскурсии через 100 лет?
Есть такой искусствовед Генрих Вельфлин, более ста лет назад он написал книгу «Ренессанс и барокко», в которой говорится, что архитектура поочередно переживает две фазы: строгую ренессансную и пышную барочную. Думаю, и в будущем будет существовать архитектура и условно ренессансная, и условно барочная, и не один раз они сменят друг друга. Грубо говоря, какая архитектура сейчас — такая будет и потом.
Конечно, будут развиваться строительные материалы. Мы сейчас уже знаем, что люди научились управлять свойствами материалов, просто это стоит пока очень дорого, но все когда-то стоило дорого, например тот же бетон.
Я предвижу появление конструкций (это уже касается не архитектуры, а инженерии, но на архитектуру должно повлиять), которые будут сверхтонкими и незаметными, но при этом будут обладать большой несущей способностью. Их применение позволит возводить постройки, которые будут прозрачными и невесомыми, что-то вот такое. Вероятно, эти же технологии дадут возможность создавать огромные пространственные перекрытия: они и сейчас есть, но, наверное, будут еще больше.
Думаю, в результате увлечения условным таким модернизмом, всей этой технологичностью, прозрачностью, стеклянностью, металлом, еще чем-то, мы увидим уже скоро какие-то картины, напоминающие кадры из фильмов про будущее. А технология крупномасштабной 3D-печати в перспективе позволит нам создавать совсем уж причудливые и необычные формы.
В подготовке материала редакции помогала Юлия Баландина