Арктические воробьи: где и как живут морозоустойчивые птицы пуночки

Лето они проводят в тундре, да и зимой в большинстве своем обитают далеко не в самых теплых краях

17 сентября 2024Обсудить

В суровых условиях тундры вольготно живут маленькие птички пуночки, которых называют то снежными подорожниками, то арктическими воробьями. Vokrugsveta.ru рассказывает о повадках и образе жизни эти славных пташек, которых не следует путать с крошками-пеночками.

Пуночка

Plectrophenax nivalis

Класс — птицы
Отряд — воробьинообразные
Семейство — подорожниковые
Род — пуночки
Вид — пуночка

Внешне пуночка похожа на крупного воробья, который по какой-то причине приобрел белый окрас. В длину она достигает почти 17 сантиметров и весит от 26 до 40 граммов. Телосложение у нее плотное, перья мягкие, хвост короткий, голова большая, округлая.

Самцы пуночек в брачный период выглядят элегантно и строго: брюшко белое, а спина, крылья и вильчатый хвост — черные. У самочек брюшко окрашено в бежевые тона, верхняя часть тела преимущественно бурая, с пестринками.

К зиме птички преображаются. Верхняя часть их одеяния становится рыжевато-ржавой с темными пестринами, а низ остается светлым. В таком виде они почти незаметны на фоне высохшей травы и снега. В зависимости от времени года меняется и цвет клюва пуночек: летом он черный, а зимой серо-желтый.

Вестники весны

Пуночки обитают в Северной Евразии и Северной Америке. Гнездятся в основном за полярным кругом. Там их прилет знаменует начало весны — первые стайки пуночек появляются в тундре еще в начале марта, когда вокруг лежит снег. В столь суровых условиях птахи питаются оставшимися с прошлого года семенами.

Арктические воробьи: где и как живут морозоустойчивые птицы пуночки

С приходом тепла, когда то тут, то там появляются темные проталины, они постепенно начинают охотиться на первых насекомых. Ну а коротким летом тундра, буквально кишащая мошкой, представляет для них край изобилия. Ведь тут можно вдоволь насытится комарами, личинками жуков и прочими мелкими беспозвоночными.

Кроме того, пуночки не брезгуют питаться остатками рыбы, мяса, хлеба, выброшенными людьми, а потому частенько селятся на окраинах арктических городов, поселков, возле промысловых баз. С осени в рационе этих пернатых начинают появляться ягоды и грибы.

«Это беспокойные, подвижные птицы, которые и в самую суровую стужу не теряют своей бодрости и, даже терпя решительную нужду, продолжают казаться веселыми. Лишь в редких случаях они остаются долгое время на одном месте и, напротив, охотно кочуют по известной области», — писал о пуночках известный натуралист Альфред Брем.

На зимовку маленькие северяне улетают в леса Сибири и Северной Америки. В литературе встречаются упоминания об их зимовках в забайкальских степях. Некоторые популяции добираются до Китая, Кореи и даже Северной Африки.

Заботливые родители

Первыми за полярный круг прилетают самцы пуночек. Они выбирают места для будущих гнездовий и устраивают бои за понравившиеся участки. Пернатые бойцы отчаянно налетают друг на друга с растопыренными крыльями, стараются измотать и вытеснить соперника.

Арктические воробьи: где и как живут морозоустойчивые птицы пуночки

Затем к изрядно потрепанным участникам турниров прилетают самки. Чтобы завлечь даму сердца каждый самец самозабвенно поет, демонстрирует ей свой изысканный наряд, резко взлетает в воздух, дабы показать себя с лучшего ракурса. Добившись благосклонности избранницы, кавалер показывает ей место для гнездовья. Обычно это небольшое углубление среди камней или скальная расщелина.

Вскоре самка приступает к строительству гнезда. В качестве строительного материала она использует сухую траву, мхи лишайники. Самец же утепляет гнездышко пухом.

Арктические воробьи: где и как живут морозоустойчивые птицы пуночки

Как правило в кладке пуночек бывает 6-8 яиц. Насиживанием занимается самка, а ее избранник охраняет территорию и приносит ей корм. Примерно через две недели появляются птенцы. Родители кормят малышей высококалорийной пищей — насекомыми. При таком рационе крохи растут очень быстро и уже через 10-15 дней пытаются летать. При благоприятных условиях у пуночек бывает два выводка за лето.

Жизнь в неволе

Пуночки не боятся людей и легко подпускают их к себе даже в гнездовой период. При этом эти пичуги весьма радуют глаз, а также сигнализируют об изменениях погоды. Неудивительно, что они стали одними из самых популярных фольклорных персонажей у народов Севера. Например, одна эскимосская сказка повествует о вороне, который похитил песенку у самки пуночки, и отважном самце, вернувшем подруге голос.

Арктические воробьи: где и как живут морозоустойчивые птицы пуночки

Некоторым любителям природы нравится содержать пуночек в домашних условиях. Знатоки говорят, что для них хорошо подходит обычная одноярусная сетка с поилкой. Кормить питомцев следует морковью, зернами, мучными кормами. Каждые два дня желательно проводить уборку клетки.

К сожалению, пуночки не относятся к долгожителям. В природе они живут около четырех лет, хотя в неволе могут прожить немного дольше.