Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае

Неподалеку от Анапы находится село Гай-Кодзор, основанное больше века назад выходцами из Армении. Здесь по сей день хранят давние традиции

1

Гай-Кодзор в переводе на русский означает «армянское ущелье». Село стоит как раз в расщелине двух гор у подножия Кавказского хребта. «Вокруг света» рассказывает об истории села, его жителях и достопримечательностях.

Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае
Источник:
Марина Матвеева-Мельник

Армянские беженцы, военная оккупация и колхоз-миллионер

Село Гай-Кодзор основали в начале XX века, но люди жили на этой земле и до этого. В 1887 году вольный донской казак Петр Галкин поставил в десяти верстах от Анапы маленькую покрытую камышом хату и назвал местность по своей фамилии: Галкина щель. К концу XIX века на территории горного склона поселились три армянских, две русских и две греческих семьи. Все они арендовали землю у Галкина.

Основное население деревни — выходцы из Османской империи, которым пришлось бежать с родной земли из-за войн в 80-х и 90-х годах ХIХ века и геноцида в 1915 году. Люди приезжали целыми семейными кланами и сами строили свои новые дома. В 1925 году село получило название Гай-Кодзор.

В расположенном в селе Армянском культурном центре «Арин Берд» мы познакомились с местным краеведом Томасом Чекучяном, который прожил в Гай-Кодзоре всю жизнь и долгие годы работал агрономом. В советское время он побил рекорд: собрал 53 тыс. тонн винограда (38 урожаев), перевыполнив государственный план. В своем преклонном возрасте Томас Кеворкович находится в прекрасной форме.

Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае
Источник:
Марина Матвеева-Мельник

— Секрет в том, что я каждый день тружусь в родном саду и на огороде, провожу много времени на свежем воздухе, часто бываю в спортзале, не пью и не курю. Когда был моложе, тренировал легкоатлетов нашего сельского округа, занимался плаванием, футболом и волейболом, — рассказывает он.

Томас Чекучян активно занимается краеведением — он много беседовал с жителями Гай-Кодзора, собирал семейные истории и писал в местной прессе про родное село, таланты армянского народа и межнациональную дружбу.

Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае
Фото Томаса Чекучяна на местной доске почета
Источник:
Марина Матвеева-Мельник

До 1936 года в Гай-Кодзоре жили только армяне. «Затем наши отцы и деды пришли к выводу, что „жить в России без русских негоже“. На заседании местного совета выбрали представителей, которые отправились в Центральную Россию — звать русских в гости. Многие боялись ехать в армянское село, но некоторые люди из Воронежа, Тамбова, Курска и других городов рискнули. Прибыло более 50 русских семей: Авиловы, Глинчиковы, Боярищевы, Гуковы, Донские, Зайцевы, Черкашины и т. д. Все получили готовые участки с жильем, и большинству так понравилось в нашей солнечной деревне, что они решили остаться. Так и обитают здесь их потомки, которые породнились с армянами через смешанные браки», — рассказывает Томас Кеворкович.

В 1942 году село оказалось в немецкой оккупации. Местных жителей переселили в центр Гай-Кодзора, чтобы они не помогали партизанам на окраинах, и заставили их рыть укрытия для немецких пушек и вырубать лес. Оккупация длилась 13 месяцев — Гай-Кодзор был освобожден в сентябре 1943 года.

— Когда началась война, мне было семь лет, я старший из четырех детей. Немцы заняли почти все комнаты в нашем доме, мы вытерпели столько ужасов! Ранее у нас уже хозяйничали румынские солдаты, которые воевали на стороне Германии. Но они были не такие жесткие, как нацисты, — вспоминает краевед.

В послевоенное время Гай-Кодзор стал колхозом-миллионером. В селе построили школу, библиотеку, детские сады и клубы, медучреждения, а также остановили эрозию почв на склонах соседних холмов.

Сегодня Гай-Кодзор — обычное село, главное сокровище которого — теплый климат и дары природы. Но огородом занимаются, в основном, пожилые. Большинство жителей ездят на работу в Анапу и ее пригороды.

Богатая культурная жизнь, церковь и виноделие

Художественный руководитель местного дома культуры Наталия Волошина живет в Гай-Кодзоре больше 30 лет. Она родилась и выросла в Новосибирске и переехала на юг по состоянию здоровья.

— Помню, был июнь, солнце так ярко светило и согревало эти места. Я словно попала в рай на земле после севера: горный воздух, отдельные дома, простор и чистота кругом, много роз цветет, а на деревьях растет айва. Так я здесь и осталась, работаю в сфере культуры: организую концерты, спектакли и танцевальные вечера. У нас школа через дорогу, и местные детки после уроков приходят на творческие кружки. Благо, что есть финансирование, ведь у нас специфика — национальное село, — рассказывает Наталия Владимировна. 

В Гай-Кодзоре есть свой танцевальный коллектив «Ахпюр» («источник»). У него большой репертуар и уникальная коллекция национальных костюмов. «Ахпюр» выступает на армянских праздниках в Краснодарском крае, международных фестивалях и конкурсах. А еще есть детский танцевальный ансамбль «Родничок». 

После беседы мы все вместе поехали к главной достопримечательности села — церкви Святого Геворга. Построили ее 30 лет назад и отделали розово-сиреневым туфом из армянского месторождения. Внутри храма все аскетично, минимум икон. 

Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае
Источник:
Марина Матвеева-Мельник

Рядом стоит хачкар — святой камень-крест, установленный перед строительством храма по древней христианской традиции. Ажурный крест привезли из Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении. На площадке возле церкви святого Геворга жители села и близлежащих хуторов собираются на различные торжества.

Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае
Хачкар
Источник:
Марина Матвеева-Мельник

Церковь построили в самой высокой точке Гай-Кодзора (280 метров над уровнем моря). Отсюда открывается вид на Анапу и Черноморское побережье. Выше по склону холма находится местное винодельческое хозяйство.

История местного виноделия началась почти 70 лет назад. В 1953 году власть поставила задачу превратить Кубань в советскую Шампань, и агрономы начали активно выращивать ягоду.

— Здесь было одно из ведущих сельских хозяйств в СССР. Плантации были полны и виноградом, и овощами, и фруктами, и зерном, и перцем. Помидоры крупные и сладкие, настоящее Эльдорадо! У нас хорошо раскупали продукты, — вспоминает Томас Кеворкович.

В 90-е годы все разрушилось, и сегодня над деревней расположен лишь частный виноградник, где выпускается линейка вин «Гай-Кодзор».

Забытый язык и хранение традиций

Вернувшись в «Арин Берд», мы встретились с Кариной Белых, которая живет в Гай-Кодзоре и преподает в местной школе английский язык. Прадед Карины по материнской линии Вартанес Еремян был родом из турецкого города Трабзон. Его семье пришлось бежать от геноцида в 1915 году, но его жена и ребенок погибли.

— Прадеду было за 40, и он потерял все. В Гай-Кодзоре он начал новую жизнь, женился на 19-летней девушке по имени Такуи, в браке родилось 10 детей. Одна из дочерей — Ервантуи — встретила любовь в Ленинграде, где училась в техникуме по распределению. Молодые поженились и какое-то время жили в Лодейном поле (Ленинградская область), а затем приехали сюда уже вместе. В браке родилось три дочери, в том числе моя мама. Мой прадед со стороны отца тоже бежал из Турции и поселился сначала в Крымском районе Краснодарского края, а потом пришел пешком сюда. Во время войны его сын (мой дед) был председателем совхоза — пахал землю на волах и быках, — делится Карина семейной историей.

Армянские беженцы, военная оккупация и советский расцвет: как живет «маленькая Армения» в Краснодарском крае
Винодельческое хозяйство в Гай-Кодзоре
Источник:
Марина Матвеева-Мельник

Она вспоминает, как во время учебы в Новороссийске часто ходила в местное кафе «Трабзон», и хозяева признавали ее за свою. Светловолосая, с веснушками — так выглядят большинство трабзонских армян.

Сейчас в Гай-Кодзоре армяне составляют более 60% населения, а всего в селе проживают представители 20 национальностей: русские, татары, молдаване, немцы и т.п.

— Много смешанных браков, поэтому все давно перемешались и живут дружно, межнациональных конфликтов у нас я не помню со времен войны. Публично все общаются по-русски, а дома мы иногда практикуем родной язык, смотрим старые армянские фильмы. В основном, только старшее поколение помнит, а молодежь говорит и думает на русском. Корни нашей речи отмирают, — говорит Томас Кеворкович.

До 1948 года в селе была армянская школа, но когда несколько лет назад в Гай-Кодзоре хотели возобновить уроки на армянском, против выступили казаки. Уроки языка сейчас проходят в церкви по воскресеньям.

Несмотря на это, в селе чтут армянские обычаи: приглашать на свадьбу всех соседей (обычно 300 человек), никогда не бросать стариков, сохранять трудолюбие до последнего.

— Здесь каждый мужчина может все построить, родственники и соседи всегда помогают. Я когда читал советскую прессу, в ужас приходил: народу бесплатно давали квартиры и даже дома, сейчас некоторые тоже от государства требуют. А мы все делали своими руками, огороды создавали с нуля. Нам очень важен свой очаг, земля, — подчеркивает Томас Чекучян.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения