Иногда кажется, что за безликим определением «планетологи» скрываются вполне конкретные металлисты. Например, Тилль Линдеманн, Удо Диркшнайдер или Йоаким Броден, на худой конец. Ну не может быть, чтобы они ткнули телескопом в рандомную планету, назвали ее Смертриос, а при ближайшем рассмотрении выяснили, что это настоящая планета хэви-метала.
Смертриос (HD149026 b) открыли относительно недавно — в 2005 году. И чем дольше его изучают, тем больше необычных свойств у него находят. Дор сих пор было известно, что эта планета отличается от остальных необычно большим ядром, что она поглощает больше тепла, чем отдает, и что температура освещенной стороны планеты достигает 2300 К (чуть выше 2000 °C). Не самая высокая по сравнению с другими экзопланетами (KELT-9 b с его 4327 °C вряд ли кто переплюнет), но хватает, чтобы расплавить железо и вскипятить кремний.
Причем по своей массе Смертриос сопоставим с Сатурном (а это вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера). До сих пор считалось, что чем массивнее вращающаяся вокруг Солнца планета, тем ниже процент тяжелых элементов в ее атмосфере. Но Смертриос нарушил эту зависимость. Как выяснили планетологи (результаты исследования опубликованы в журнале
Если металличность атмосферы того же Сатурна всего в 7,5 раза выше солнечной, то содержание элементов тяжелее гелия превышает этот показатель в 59–276 раз. Благодаря этому открытию ученые пришли к выводу, что гигантские планеты отличаются не только общим химическим составом, но и атмосферой.
Так, ученые выяснили, что соотношение углерода к кислороду в атмосфере Смертриоса составляет около 0,84. Это выше, чем показатели Солнца, где на каждые два атома кислорода приходится чуть больше одного атома углерода (0,55). Открытие позволило планетологам предположить, что если на планете и есть вода, то совсем в минимальных количествах. Поэтому жизнь на ней вряд ли возможна.
Зато мы со своей стороны можем предположить, что Смертриос — то самое место, куда после смерти попадают металлисты. А только представьте, как там трещат дрова! Кстати, почему дрова в огне трещат?