Весенние паводки 2024 года стали одними из самых масштабных и разрушительных в новейшей истории России — в некоторых регионах, включая Оренбургскую область, стихия нанесла колоссальный ущерб и оставила тысячи человек без жилья. Но бывает так, что целые города полностью или частично уходят под воду навсегда и по плану — Vokrugsveta.ru рассказывает про семь российских городов, затопленных в XX веке ради прогресса.
Тверская область
Корчева
Популярная легенда гласит, что своим появлением старинный уездный город на северо-востоке Тверской губернии обязан императрице Екатерине II. Якобы во время путешествия по Волге в 1767 году государыня высадилась на берег в этих местах и во время охоты увидела зайца, перепрыгивающего пень. Тогда Екатерина велела основать на правом волжском берегу город Корчева, а заяц украсил его герб.
К реальности эта история отношения не имеет — село Корчева упоминается в источниках XVI–XVII вв. Статус города ему действительно был присвоен при Екатерине II, в 1781 году. Десятки лет город Корчева славился своим узорчатым кружевом и рецептами пряников. Здесь активно развивалось торговое дело. К началу ХХ века в Корчеве функционировали заводы по производству патоки, пива и кирпича. О главной местной достопримечательности — выдающемся Спасо-Преображенском соборе — в романе «Современная идиллия» упоминал Михаил Салтыков-Щедрин.
Судьба Корчевы была предопределена в 1930-е годы, когда началось сооружение канала «Москва — Волга». В соответствии с проектом, город подлежал затоплению — в 1937 Корчева и окрестные села скрылись под толщей Иваньковского водохранилища. Жителей переселили в Конаково, туда же из Корчевы перенесли несколько построек, а большую часть каменных зданий, включая собор, разрушили. До наших дней от города сохранились лишь заброшенное кладбище, да каменный дом купцов Рождественских, который стоит теперь на самом берегу.
Увидеть фрагменты построек исчезнувшего города можно пару раз в год, в период низкого уровня воды. В другое время осмотреть Корчеву получится только с аквалангом.
Калязин
Первые упоминания о селе Никола на Жабне, стоявшем на месте будущего Калязина, можно найти в летописях XII века. В 1775 году Калязину был присвоен статус уездного города. Тогда же в Калязине начала активно развивать торговля, а затем и различные промыслы: в конце XIX века Калязин славился умелыми кузнецами, талантливыми вальщиками и судостроителями.
В конце 1930-х годов значительной частью Калязина решено было пожертвовать ради обеспечения страны электроэнергией — в результате строительства Угличской ГЭС и одноименного водохранилища под водой оказались основные производства, а также историческая застройка, включая руины взорванных построек Троицкого и Николо-Жабенского монастырей XVI–XVII вв.
В отличие от Корчевы, Калязин был затоплен лишь частично. Он не исчез с карт и сохранил статус города — сегодня одной из его основных достопримечательностей является выступающая из воды колокольня Никольского собора. Вокруг чудом уцелевшей постройки соорудили искусственный островок, колокольню регулярно укрепляют и реставрируют.
Весьегонск
Село Весь Ёгонская, находившееся в устье реки Реня, правого притока Мологи, существовало по меньшей мере с XVI века, а городом Весьегонском Тверской губернии (впоследствии — уездным) стало в 1776 году.
Полтора века Весьегонск жил тихой, размеренной жизнью. Николай Гоголь в «Мертвых душах» оставил о городе не слишком лестное упоминание: «И вот ты себе живешь в тюрьме, покамест в суде производится твое дело. И пишет суд: препроводить тебя из Царевококшайска в тюрьму такого-то города, а тот суд пишет опять: препроводить тебя в какой-нибудь Весьегонск, и ты переезжаешь себе из тюрьмы в тюрьму и говоришь, осматривая новое обиталище: «Нет, вот весьегонская тюрьма будет почище: там хоть и в бабки, так есть место, да и общества больше!»
В начале XX века в Весьегонске насчитывалось около 3500 жителей. В 1930-х, когда был принят план сооружения Рыбинского водохранилища с ГЭС, стало ясно, что городу грозит затопление. Вскоре многие жители начали самостоятельно разбирать свои деревянные дома и переносить их на несколько километров к югу — в район Чухарского ручья и соснового бора Чухари. К 1947 году старый Весьегонск полностью скрылся под водой — от бывшего уездного города остались лишь несколько улиц, которые составляют северную окраину современного Весьегонска.
На берегу остались три храма XIX века, включая руинированную Казанскую церковь, но остальную историческую застройку — Богоявленский собор, другие храмы и каменные здания, а также ансамбль городского сада — Весьегонск потерял навсегда. Цена прогресса, увы, оказалась высока.
Ярославская область
Молога
Один из самых знаменитых затопленных городов России, прозванный «русской Атлантидой», тоже погиб при заполнении Рыбинского водохранилища. Ровесница Москвы Молога (в этом году ей исполнилось бы 875 лет), ставшая уездным городом Ярославской губернии в 1777-м, была известна купеческими традициями. В XIX веке город славился своими молоком и маслом — благодаря заливным лугам и пастбищам Молого-Шекснинского междуречья здесь было развито скотоводство.
В 1936 году жители Мологи узнали о грядущем затоплении, а вскоре их начали переселять. Некогда процветавший город с богатыми купеческими особняками и храмами опустел в 1941-м, а спустя пять лет был полностью затоплен вместе с окрестными деревнями. В последние годы Молога порой показывается из-под воды, когда Рыбинское водохранилище немного мелеет.
Память о Мологе сегодня хранят жители «русской Атлантиды» и их потомки, а увидеть город могут не только дайверы, но и посетители расположенного в Рыбинске Музея Мологского края. С недавних пор его экспозиция включает большой макет затопленной Мологи.
Ивановская область
Пучеж
Сегодня Пучеж находится на берегу Горьковского водохранилища, примерно в 160 километрах к востоку от Иванова. Поселение с таким названием существовало неподалеку с XVI века, а в 1793 году Пучеж стал городом Юрьевецкого уезда Костромской губернии.
Пучеж приобрел известность в XIX столетии, когда стал центром русского бурлачества и судостроительства. При населении едва ли в тысячу человек к началу навигации сюда стекались около шести тысяч бурлаков, готовых тянуть по Волге торговые суда против течения. Еще одним достоянием города была пучежская вышивка с ее уникальными орнаментами и техническими приемами.
Вся историческая часть Пучежа с его храмами, каменными особняками, фабриками и набережной скрылась под водами Горьковского водохранилища в 1955–1957 гг. Часть деревянных построек перенесли на новое место, но в целом город фактически возвели заново. Истории затопленного Пучежа сегодня посвящена экспозиция в местном краеведческом музее.
Самарская область
Ставрополь-на-Волге
Ставрополь-на-Волге, или Ставрополь Волжский был основан в 1737 году по приказу императрицы Анны Иоанновны. Вплоть до середины XX века это был уютный купеческий городок. Здесь царило мелко-кустарное производство, местные жители делали сани, одежду, лыжи, торговали зерном.
В 1950-х на Волге началось сооружение Жигулевской ГЭС и Куйбышевского водохранилища. Город, в котором тогда проживало около 12 тысяч человек, оказался в зоне затопления. В итоге Ставрополь-на-Волге перенесли на левый берег будущего водохранилища. Некоторые жители города перебрались туда вместе со своими домами, но большинство построек старинного городка ушли под воду. Сегодня от старой застройки сохранились лишь несколько зданий бывшей земской больницы, которые находятся на территории основанного в 1997 году Воскресенского монастыря.
Сам же Ставрополь-на-Волге через несколько лет после вынужденного переезда переименовали в Тольятти в честь итальянского коммуниста. Сегодня это центр отечественной автомобильной промышленности с населением более 680 тысяч человек.
Новосибирская область
Бердск
История одного из старейших городов Новосибирской области начинается в 1716 году, когда в устье впадающей в Обь реки Берди был основан Бердский острог. В 1783 году он ненадолго превратился в губернский город Колывань, но уже в 1797-м император Павел I упразднил Колыванскую губернию, вернул Бердску прежнее название и разжаловал до села.
В 1910 годы в селе Бердском действовало крупное предприятие по переработке зерна — мельница купца Горохова, а 1930-х, уже при советской власти, в окрестных сосновых борах построили несколько санаториев и пионерских лагерей, куда отправляли детей со всего Союза. В 1944 году Бердский рабочий поселок получил статус города. Градообразующим предприятием стал радиозавод, построенный в 1946 году.
Несмотря на рост населения и послевоенный экономический взлет, власти решили пожертвовать городом ради строительства Новосибирского водохранилища. Бердск решено было перенести на несколько километров — вместе с горожанами на новое место на берегу водохранилища «перебрались» и многие постройки Бердска. Старый город опустел в 1957-м, а вскоре исчез под водой.