Небольшой остров Мэн, лежащий между Ирландией и Британией, известен любителям быстрой езды как место, где на многих дорогах нет ограничения скорости. Поклонники автоспорта знают, что на острове регулярно проходят престижные мотоциклетные гонки Isle of Man TT, а многие слышали про мэнскую породу бесхвостых кошек. Но остров Мэн также можно назвать подлинным заповедником общественного транспорта.
В конце XIX века на Мэне, который относится к коронным владениям Великобритании, появились железная дорога, две трамвайные линии и конка. Спустя сто с лишним лет весь этот транспорт продолжает работать и сохранился практически в первозданном виде.
Остров трамваев
Трамвайное движение на Мэне открылось в 1893 году, а через шесть лет линия приняла свой нынешний облик, связав столицу острова, город Дуглас, с городом Рамси. Общая протяженность узкоколейной ветки составляет 27 километров. Несмотря на преклонный возраст, ее по-прежнему обслуживают оригинальные вагоны, самый молодой из которых был выпущен в 1906 году. Два трамвая, вошедшие в строй в год запуска линии, считаются самыми старыми в мире среди находящихся в эксплуатации.
С годами трамвай на Мэне утратил былую популярность, став туристической достопримечательностью, но и в XXI веке он остается важной частью транспортной системы острова.
В 1895 году на Мэне появилась железнодорожная ветка, ведущая из города Лакси на вершину самой высокой на острове горы Снейфелл (621 метр над уровнем моря), с которой открывается живописный вид на Мэн, а в ясную погоду — на Ирландию и Британию.
Снейфеллская горная железная дорога проектировалась для паровозов, но в итоге была электрифицирована, и с первого дня работы ее обслуживали специальные трамвайные вагоны. Восьмикилометровая линия используется только летом и только в туристических целях, а на отдельных ее участках установлен третий рельс, который помогает трамваям при торможении. Как и на главной трамвайной линии, к которой Снейфеллская горная железная дорога примыкает в Лакси, на ней до сих пор используются оригинальные вагоны конца XIX века, прошедшие небольшую модернизацию.
Паровозы Мэна
Эта 25-километровая железная дорога, соединяющая Дуглас с расположенным на юге острова Мэн городом Порт-Эрин с 1874 года, остается единственной на острове после закрытия других веток в середине XX века. От этой печальной участи ее спасла национализация, и сейчас действующая паровая железная дорога — одна из главных достопримечательностей Мэна.
Поездка по узкоколейной дороге из конца в конец занимает около часа. Для перевозки пассажиров по ней используются аутентичные вагоны и несколько паровозов, выпущенных с 1905 по 1926 год, а единственным неудобством для путешествующих по ней туристов можно назвать паровозную копоть, но этот недостаток с лихвой компенсируется открывающимися из окна видами, которые не уступают таковым из окна мэнских трамваев.
По Дугласу на конке
Список необычных видов общественного транспорта Мэна замыкает конка. Конный трамвай появился в Дугласе в 1876 году. Линия протяженностью около трех километров проходит вдоль променада Дугласа и заодно соединяет городской железнодорожный вокзал с конечной станцией трамвайной линии. С 1927 года конный трамвай Дугласа работает только в теплое время года и остается одной из немногих действующих линий конки в мире.
Для перевозки пассажиров используются вагоны, построенные с 1888 по 1913 год и крупные лошади-тяжеловозы.
Судьба конного трамвая на Мэне остается под вопросом
В 2016 году власти объявили о закрытии конного трамвая Дугласа из-за его убыточности, однако это решение вызвало недовольство у жителей острова, которые выступили за сохранение исторической линии. В итоге конка продолжила работу до 2018 года. В связи с начавшимися в 2019 году работами по реконструкции променада и пандемией коронавируса работа конки приостановлена на неопределенный срок.