Города Убеда и Баэса по праву включены в список Всемирного наследия человечества: это памятники испанского Ренессанса, которые отличает архитектурная и градостроительная целостность. Они расположены в живописной долине верхнего течения Гвадалквивира, на границе Андалусии и Кастилии, входят в состав провинции Хаэн, находятся в восьми километрах друг от друга.
Этот регион Испании туристы посещают совсем не так часто, как прославленный «золотой треугольник» Андалусии — Гранаду, Кордову и Севилью. И многое теряют! О том, какое значение имеет архитектурное наследие Баэсы и Убеды, рассказывает искусствовед, грантополучатель Российского научного фонда Надежда Сим.
К началу XIII века два города имели особое политическое значение: стратегически расположенные на пересечении военных дорог, для христианских войск, собравшихся отвоевать юг полуострова у обосновавшихся там мавров, они служили плацдармом для выхода к занятой мусульманами территории Аль-Андалус.
Исторически Баэса и Убеда восходят к периоду Римской Империи. Позднее на этом месте обосновались вестготы, а во времена мавританского владычества они приобрели статус пограничных арабских поселений. Великая Реконкиста и связанные с ней военные действия при Фердинанде III привели к череде блестящих побед: в Баэсе (1227), Убеде (1233), Кордове (1236), Хаэне (1245), — и это способствовало началу необратимого продвижения Кастилии и Арагона на юг мавританской Испании.
Много общего связывает эти города: историческая линия развития, формирование культурной среды, сложившийся социальный состав. Основу состоятельных горожан составляли люди знатного происхождения, получившие в дар от короля земли за свои военные заслуги. Тем не менее, каждый из этих городов имеет свой неповторимый образ и художественные особенности, отличительные черты архитектурного и градостроительного решения.
Плацдарм Реконкисты
Баэса стала первым христианским городом в Южной Испании. Величие и значимость ее политической миссии отражены на улицах и площадях, на фасадах дворцов знатных горожан. Здесь все дышит историей. Здания, сохраняя свою композиционную целостность, демонстрируют разнообразие художественных течений и стилевые «напластования» исторических эпох: культуру поздней готики, мудехар, кастильско-фламандское исабелино, итальянский пуризм и классическое направление раннего испанского Ренессанса.
Архитектура города, как эволюция исторически сложившихся стилей, неупорядоченная по какому–либо градостроительному принципу, распределена свободно и хаотично. Каждое строение не похоже на другое, выразительно, монументально, но при этом не противоречит единому восприятию общей картины города. Культовые и гражданские сооружения разных эпох обрамлены кольцом мавританских крепостных стен — они выполнены в камне циклопической кладкой, которая придает особую художественную монументальность городскому пейзажу.
Баэса изрезана узкими арабскими улочками, уходящими в круговое движение, со сложными пересечениями коротких тупиковых закоулков, которые лабиринтом плетутся вдоль глухих фасадов домов, сложенных из массивных тесанных камней светлой охры. Проходы предельно узких переулков неожиданно разворачиваются небольшими площадями: в начале XVI столетия такие площади были новым градостроительным приемом. На них возводили дворцы знатные горожане Баэсы, получивших существенные привилегии за вклад в испанскую корону.
Не менее важную роль в развитии города играло духовенство. Здесь к началу шестнадцатого века был утвержден епископат, возведен кафедральный собор, 18 монастырей, 11 приходских церквей. В университете преподавали Сан Хуан де Авила и Сан Хуан де ла Крус — христианские мистики, поэты, реформаторы ордена Кармелитов. Свой приют нашли в этом городе монахи францисканцы, доминиканцы, иезуиты, госпитальеры. Таким образом, в Баэсе удерживается относительное равновесие светской и духовной власти, отразившейся в целом на характере городской застройки.
Зодчество Баэсы: королевские триумфы
Вход в историческую часть Баэсы открывает площадь Популо с фонтаном Львов в стиле Romano Grande (чистый стиль итальянского пуризма). Его иконография отсылает к античному прошлому, связанному с этим местом. Как гласит легенда, в соседнем древнем поселении Кастуло была найдена античная статуя девы или богини, в которой одни видели образ Имильки, жены Ганнибала, жившей здесь, по другой версии — Сибелес, богиню плодородия. Статую водрузили на колонну и установили вокруг скульптуры львов с носорогами, изливающими водные струи на четыре стороны света. Фонтан сооружен в 30-е годы XVI века и, по преданию, был источником благодатной воды целительной силы: испив ее, мужчины города становились храбрыми и непобедимыми воинами.
Триумфальным событиям Баэсы посвящены две арки. Одна из них — Ворота Хаэна — знаменует военные подвиги времен Католических королей (Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, до 1516 года), а также визит в город императора Карла V после его свадьбы с Изабеллой Португальской (1526). Арка де Вильялар была воздвигнута в память о битве в Вальядолиде (1521), в которой войска Карла V одержали победу при подавлении восстания комунерос, «Священной хунты Сообществ Кастилии» (восстания кастильских городов против власти Карла V).
Строгие архитектурные формы проходных арок с выраженным фортификационным характером соотносятся с крепостной архитектурой центральной Испании. Декор на их простенках представлен символами имперской власти в виде геральдического щита и геркулесовых столбов по его сторонам.
Арка де Вильялар примыкает к Дому Популо. Название этому зданию было дано в память об утраченной часовне Популо, в которой Фердинанд III Святой отслужил первую мессу во славу победоносного сражения с маврами (1227). По решению городского совета (1511) было спроектировано общественное здание как дом аудиенций судебных, рентных, нотариальных дел, включая канцелярию, но само строительство началось в 1535 году.
Внутреннее пространство дома, разбитое на прямоугольные в плане помещения, организовывалось согласно функциональному назначению. Всю плоскость стены первого яруса заполняют шесть входных дверей: каждая из них предназначалась для отдельного входа к писцам канцелярии. Стена второго яруса декорирована медальонами с барельефами античных героев и гербовыми щитами Католических королей и Карла V.
Одним из самых выразительных зданий города считают Дворец Хабалькинто с привнесенным в Баэсу стилем исабелино. Выполнение работ приписывают Энрике де Эгасу и Хуану Гуасу, архитекторам при дворе королевы Изабеллы Кастильской. Изначально дом возводился для брата короля Фердинанда Арагонского Хуана Альфонсо Бенавиде. В последующем дворец будет принадлежать монастырю Святого Франциска и университету.
Фасад дворца слабо расчленен на три уровня, два из которых находятся в стилевом единстве с доминирующим готическим порталом. Большую выразительность ему придают боковые гладко вытесанные величественные трехчетвертные колонны со сталактитовыми капителями готической формы, коронованные небольшими смотровыми балкончиками. Стрельчатые дверные и оконные проемы богато декорированы растительным и геометрическим орнаментом. Отдельные элементы резного декора вызывают наибольший интерес — например, обрамление портала мелкой скульптурной пластикой с иконографией «Избиения младенцев».
Оформление фасада призвано представлять достоинства хозяина дома. Геральдические щиты, занимающие центральное положение над порталом, символизируют благородство его фамилии и воинские заслуги. Четыре щита слева и четыре справа относятся к родословным хозяина Хабалькинто Хуана Альфонса де Бенавидес и его жены, доньи Беатрис де Валенсия.
Дворец расположен таким образом, что одной стороной смотрит на фасад древней романской церкви Святого Креста, а другой обращен на соборную площадь Санта Мария. Сама эта площадь достаточно большая по меркам средневекового города. В ее центре — фонтан в виде триумфальной арки на сдвоенных коротких колоннах и столбах. Несоразмерность пропорций колон, антаблемента и аттика с фронтоном, доминирующих своим объемом, придают всей композиции приземистый и тяжеловесный вид. Именно так работали местные мастера, отдавая предпочтение не форме, а содержанию.
Фонтан Санта Мария обращен на южный фасад Кафедрального собора и к Дому Кабреры. Это здание декорировано геральдическими щитами Католических королей с выбитым в камне девизом: «Tanto monta, monta tanto, Isabel como Fernando», в переводе с испанского: «Всё едино, Изабелла — то же, что и Фердинанд».
Символика власти их внука Карла дополнена геркулесовыми столбами и знаками Ордена рыцарей «Золотое руно» — эти символы характеризуют благосостояние государства. Выписанное лентообразным фризом на геркулесовых столбах крылатое изречение «Рlus ultra» («За пределы возможного»), стало основным элементом испанской геральдики имперского периода.
Кафедральный собор Баэсы был построен на месте старой мечети, которая, в свою очередь, стояла на фундаменте языческого храма. К концу XVI века, претерпев многочисленные преобразования, собор приобрел целостный ренессансный облик; его фасад, который отличает классическая монументальность, воспринял организующую роль в пространственном решении площади.
Массивный кубический объем собора, зажатый с трех сторон глухими каменными стенами мавританских домов, опоясанных узкими мощенными проходами, «раздвигает» тиски крепостных стен, вырываясь своей мощью и ренессансной «свободой» на открытую площадь. Для Баэсы начала шестнадцатого века это было шагом вперед и началом новой архитектурной эпохи.
Зодчество Убеды: союз архитектора и мецената
Историческая судьба города Убеды будет развиваться в ином направлении. В отличие от темы триумфальных побед Баэсы, в Убеде господствует идея прославления величественных и достойнейших граждан Великой империи. Этот мотив отражен в храмовой и дворцовой архитектуре, в целостном единстве градостроительной программы.
У города был покровитель — уроженец Убеды маркиз Франсиско де лос Кобос-и-Молина, первое лицо в государстве после Карла V. Исполнителем архитектурных идей Кобоса стал архитектор Андрес де Вандельвира. Этому зодчему, как творцу Убеды, благодарные жители воздвигли памятник на главной площади. Скульптура, поставленная на высокий постамент, обращена к главным творениям зодчего: капелле Сан Сальвадор (капелле Спасителя), дворцу Васкес де Молина и собору Санта Мария де лос Реалес Алькасарес.
С именем Вандельвиры связаны не только многочисленные архитектурные проекты. Он был одним из первых архитекторов, сформировавших стиль платереско как национальный стиль испанского Ренессанса. Именно Убеда будет местом художественного поиска и воплощения его идей. Используя опыт строительного дела, сложившегося в городах Хаэн и Гранада, он найдет свой эквивалент классического языка Восточной Андалусии. Именно такого мастера выбирает маркиз Франсиско де лос Кобос-и-Молина для создания единственного в своем роде в Испании храма-пантеона, капеллы-усыпальницы.
Государственный секретарь
Дон Франсиско де лос Кобос-и-Молина с 1516 года служит секретарем у молодого Карла V, далее становится незаменимым человеком имперской финансовой политики, сопровождает короля во всех его походах, отмечен самыми высокими наградами того времени. Его нельзя назвать гуманистом ни по духу, ни по образованию, и все же Кобос был великим государственным деятелем — он не только внес значительный вклад в решение политических задач, но и аккумулировал в средневековой Испании духовные и материальные ценности итальянского Ренессанса.
Его художественные вкусы формировались в кругу общения с величайшими умами своего времени: Уртадо де Мендоса, Луисом де Авила, Диего де Суньига. Встретив в Болонье Тициана, испанский царедворец осознает всю глубину его таланта и рекомендует его королю, чтобы тот написал парадный портрет императора Карла. Франсиско приобретает для короля живопись и скульптуру, закладывая основу мадридских коллекций. Над саркофагом семейного склепа Сан Сальвадор гласит надпись: «Вера, труд и усердие да будут вознаграждены».
Маркиз увековечил память о себе, поручив Андресу де Вандельвире создать капеллу-пантеон, прославляя свой род, свой труд во славу государства. В 1536 году Вандельвира подписывает контракт, в котором обязуется за шесть лет построить капеллу. Перед Андресом была поставлена четкая задача: исполнить все так, как уже было построено в Кафедральном соборе Гранады. Требовалось буквальное его повторение, но в меньших масштабах.
Отсюда идут прямые отсылки: в композиции портала капеллы Сан Сальвадор копируются южные ворота гранадского собора — Пуэрта дель Пердон (врата Прощения), в интерьере повторяется пространственное решение главной капеллы кафедрального собора Гранады с ее центрической ротондой. Тем не менее, несмотря на поставленные условия, Вандельвира позволил себе внести собственные нововведения.
Архитектор вводит третий ярус в главном портале, отличный от гранадского. Нарушая единство пропорциональных соотношений, включает большое скульптурное панно Преображения (его он выполнил вместе со скульптором из Орлеана Эстебаном Хамете), устанавливает боковые башенки необычной конфигурации, как своеобразные контрфорсы по сторонам фасада, в третьем ярусе вводит палладианское окно. Все, что наблюдал молодой мастер в натуре или в доступной ему архитектурной графике, он старался вместить в композицию боковых фасадов и в сакристию капеллы Сан Сальвадор.
Дворцы Ренессанса
В проекте дворца Каденас архитектор Андрес де Вандельвира выступает уже как зрелый мастер, он признан, город наполняют его многочисленные работы: Госпиталь святого Якова (Оспиталь де Сантьяго), дворец Ортеги, дом Маркиза Рамбла, церковь Святой Троицы (Санта Тринидад), собор Санта Мария де лос Реалес Алькасарес. Характерным почерком дворцовой архитектуры Вандельвиры будет новое конструктивное применение открытых угловых балконов или лоджий как выразительного приема в композиции здания.
Дворец графов Гуадиана первоначально принадлежал семье Ортега, из которой происходил видный церковный деятель Фернандо Ортега Салидо — духовный и интеллектуальный наставник Франсиско де лос Кобоса. Несмотря на многочисленные перестройки, осуществленные уже во времена семьи Гуадиана, здание сохранило первоначальную концепцию дворца-крепости, но в новой интерпретации периода расцвета ренессансной культуры. Такой образ носил уже чисто символический характер.
Оригинальность дворца заключается в угловой четырёхъярусной башне. Первый ее ярус включен в основной корпус здания, второй и третий схожи по единой конструкции угловых балконов, декоративной пластики ордера с кариатидами и атлантами, мраморными картушами, представляющими родовую геральдическую символику. В четвертом ярусе аттика, помимо углового балкона, добавлены открытые смотровые галереи с арочными проемами, выполненные чистыми линиями классических ордерных форм, без излишней декоративности нижестоящих этажей. Башня, нагруженная историческим символизмом средневековой крепости, выступает центральной доминантой главной улицы города и в контексте городской среды несет в себе чисто умозрительную и декоративную функцию.
Дворцы Андреса де Вандельвиры: Вела-де-лос-Кобос (Кондестабле Давалос), Каса де лос Cальвахес, Каса Васкес де Молина имеют незначительные конструктивные отступления, но в целом их объединяет единство исполнения как в применении строительного материала, так и в устоявшемся приеме выработанных архитектурно-декоративных форм в испанском национальном стиле платереско.
Убеда и Баэса бережно относятся к своему наследию. Расположенные на горных вершинах и отдаленные от больших культурных центров, они не избалованы потоком туристов. Здесь царствует дух истории и природа. Безграничные долины с оливковыми рощами, окружающие города, — неотъемлемая часть их колорита.