Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Верный друг шестеренок: когда и зачем нужно менять масло в коробке передач

Игнорирование этой процедуры чревато неприятными последствиями

8 апреля 2024

Всем известно, что в любой коробке передач есть масло, но не все задумываются о его замене. Оно и понятно: пока машина новая и ездит на регулярное ТО — еще рано, при покупке авто с пробегом об этом вспоминают не всегда, а когда с КПП начались проблемы — может быть уже поздно, и без капитального ремонта не обойтись. Vokrugsveta.ru рассказывает, как часто нужно менять масло в механических и автоматических коробках передач и что будет, если этим пренебречь.

Верный друг шестеренок: когда и зачем нужно менять масло в коробке передач
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Зачем нужно масло в коробке передач и чем оно отличается от моторного

Масло в трансмиссии выполняет сразу несколько функций. Оно охлаждает валы, подшипники, шестерни, отводя тепло от нагревающихся деталей, особенно при интенсивных нагрузках — на бездорожье, при буксировке или пробуксовке. Коробка передач — неважно, автоматическая или механическая — работает корректно только в том случае, если масло сохраняет свои эксплуатационные свойства.

Верный друг шестеренок: когда и зачем нужно менять масло в коробке передач

Так выглядит механическая коробка передач

Источник:

Dreamstime via Legion Media

Трансмиссионное масло отличается от моторного, которое мы меняем каждые 7-10 тысяч километров пробега, сразу рядом характеристик. Например, оно более вязкое и обладает большей плотностью. Также масло хорошего качества содержит множество противоизносных и противозадирных присадок, нередко представляющих собой разные соединения фосфора и серы — этим объясняется его специфический запах, который, впрочем, знаком, в основном, автомеханикам. Неудивительно, что масло для коробки передач стоит дороже обычного моторного.

Почему изнашивается трансмиссионное масло

Детали автомобильного двигателя, а с ними и масло, во время езды подвергаются воздействию высоких температур, но слой смазки при этом остается довольно толстым. В коробке передач разрушающие факторы иные: температурные перепады не такие резкие, но шестерни давят друг на друга с огромной силой, и во всех местах контакта наблюдается мощное трение, порой сухое. Именно по этой причине здесь так необходимы присадки.

Верный друг шестеренок: когда и зачем нужно менять масло в коробке передач

Современная АКПП

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Трансмиссионное масло со временем теряет свойства по ряду причин, включая езду по бездорожью, загрязнение радиатора КПП, разложение самого масла и попадание в него микрочастиц износившихся деталей коробки передач. В «автоматах» масло изнашивается быстрее, в механических и роботизированных трансмиссиях — чуть медленнее, но факт остается фактом — ничто не вечно под луной.

Мифы от автопроизводителей

Есть стереотип, что в некоторых автомобилях масло в коробку передач залито один раз и навсегда. Это не более чем устаревший рекламный ход, который многим доверчивым автовладельцам стоил ремонта трансмиссии.

На самом деле, еще пару десятков лет назад все автопроизводители советовали менять масло с интервалом в 30-60 тысяч километров. По мере того, как КПП, прежде всего, автоматические, совершенствовались, техническая жидкость также стала изнашиваться медленнее. И потому некоторые смелые бренды заявили, что отныне масло можно не менять. Все началось с Mercedes-Benz, потом идею подхватили Audi, BMW, а затем и другие конкуренты. И ни к чему хорошему это в итоге не привело.

Как часто нужно менять масло в механической и автоматической коробке передач

И периодичность замены трансмиссионного масла, и выбор его марки определяются прежде всего руководством по эксплуатации автомобиля. Следуйте указанным там срокам замены и характеристикам масла, и проблем с коробкой не будет.

Верный друг шестеренок: когда и зачем нужно менять масло в коробке передач
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

— Всегда лучше опираться на инструкцию к конкретному автомобилю, сейчас такое множество разных трансмиссий — автоматы, вариаторы, роботы, у всех разные масла и разные интервалы замены, разные особенности эксплуатации, разные регламенты по замене не только масла, но и фильтров. Последних часто два — грубой и тонкой очистки. Универсальных правил не существует, поэтому смотрим инструкцию или обращаемся к официальному дилеру, — советует технический директор сети автосервисов самообслуживания «Антисервис» Евгений Хазов.

Однако бывает, что в инструкции не сказано о замене масла в КПП. Разумеется, это не повод считать, что залитое на заводе масло прослужит вечно. В среднем — подчеркнем, в среднем! — для АКПП замена масла рекомендована каждые 50-80 тысяч километров пробега.

— Что касается механической коробки передач, здесь все намного проще, как правило, периодичность замены — один раз в 90 тысяч километров пробега, — добавляет Хазов.

Основные признаки проблем с коробкой передач

Ремонт трансмиссии почти всегда влетает в копеечку, но некоторые неисправности можно диагностировать во время профилактического ТО илиа на ранней стадии, чтобы побыстрее обратиться в сервис и немного сэкономить.

Верный друг шестеренок: когда и зачем нужно менять масло в коробке передач
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Владельцев автомобилей с МКПП должны насторожить: шум на нейтральной передаче, скрежет при переключении передач, капли трансмиссионного масла, оставшиеся на асфальте после стоянки, повышенные обороты мотора при включенной передаче, когда скорость при этом не растет. Обязательно стоит обратить внимание на вибрации кузова при включенном моторе, а также самопроизвольное выключение передач — в народе говорят «выбило скорость».

Кое-что из вышеперечисленного относится и к АКПП. Здесь еще важно обратить внимание на ощутимые «толчки» при переключении. Если «автомат» зависает на одной передаче, переключается с опозданием или вовсе не реагирует на изменение скорости, а также издает непривычные звуки — это также повод для незамедлительной диагностики в автомастерской.

Почему замену масла в коробке передач нужно доверять профессионалам

Коробка передач — не мотор, здесь есть свои нюансы. Например, при столь значительном интервале замены свойства отработанного и нового масла могут сильно различаться. Как минимум, трансмиссии потребуется время для адаптации к новому маслу. Но бывают ситуации, когда КПП и вовсе выходит из строя после полной замены масла, особенно, если плановый срок этой процедуры давно истек и коробка прошла «лишние» 50-60 тысяч километров.

Верный друг шестеренок: когда и зачем нужно менять масло в коробке передач
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Сотрудники хорошего автосервиса в такой ситуации посоветуют поменять масло частично, а спустя какое-то время сделать это еще раз — таким образом обновляется 40-70% объема трансмиссионного масла. В результате продукты износа будут разбавлены, и КПП не пострадает. К тому же, подобная операция технически проще, а потому обойдется намного дешевле.

Если же автовладелец относился к машине бережно и приехал к дилеру для планового обновления масла в коробке, то, скорее всего, его поменяют полностью при помощи специального оборудования, которое под давлением вытесняет из коробки старую жидкость вместе с продуктами износа и заменяет новой. Дополнительный бонус — коробка еще и промывается. Но стоит эта процедура дороже, а масла для нее требуется больше, чем указано в инструкции.

* * *

Увы, чудесных технических жидкостей, которые не нужно менять никогда, все еще не придумали и вряд ли придумают — законы физики никто не отменял. Трансмиссионное масло — не исключение, а его износ зависит от того, насколько бережно вы ездите, как часто стоите в пробках или форсируете бездорожье.

Меняйте масло своевременно, в идеале — чуть раньше срока, указанного в инструкции к машине. Главное — делать это не тогда, когда коробка передач вот-вот прикажет долго жить. И даже не тогда, когда появились первые «звоночки», а загодя.

Напоследок добавим, что поменять все технические жидкости имеет смысл при покупке любой подержанной машины, что бы ни говорил предыдущий владелец.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения