Утром 6 февраля 2023 года на юге Турции и севере Сирии произошло сильнейшее землетрясение магнитудой 7,7 балла. По данным на 18:20 мск, в Турции погибло 1498 человек, в Сирии 462 жертвы,
Что происходит с организмом и сознанием человека в такие критические моменты,
Конфликт в мозге
— В момент землетрясения активизируется лимбическая система мозга, которая отвечает за важнейшие функции и определяет поведение в стрессовой ситуации, — объясняет Анна Науменко. — Также в критический момент у человека активно начинает работать вегетативная нервная система: увеличивается частота сердечных сокращений, дыхания, то есть активизируется симпато-адреналовая система.
Выделятся «гормон стресса» кортизол, меняется работа отделов мозга, чья задача — разделить «опасный» и «безопасный» сигналы.
Базовые механизмы функционирования нервной системы заточены на то, чтобы получать сигналы извне или изнутри организма, а затем разделять их на угрожающие и нет.
— Мы понимаем, что сигнал, с которым сталкивается организм во время опыта землетрясения, к безопасным отнести невозможно, — описывает врач происходящее в нашем мозге. — А если такое с человеком случается впервые, то организм еще и не способен сличить его с предшествующим опытом, являющимся неотъемлемой частью системы анализа и переработки поступающей информации.
Еще один конфликт проявляется на этапе сличения полученной информации от разных анализаторов: например, суставно-мышечное чувство (это часть системы, ответственной за равновесие) начнет реагировать на изменения снаружи раньше зрения и слуха.
Не хватает ресурса
— Человек в момент опасности действует в соответствии с реакциями «оперативного реагирования», а именно — бей, беги или замри, которые также характерны и для братьев наших меньших, — рассказывает невролог.
В момент землетрясения первые две реакции лучше помогут справиться с происходящим. А те, кто предпочел вариант «замри», оказываются в группе наибольшего риска. «Замирающий» в момент стресса, вызванного стихийным бедствием, с большей вероятностью погибнет, чем «побежавший».
— Людям просто не хватит ресурса физически действовать в соответствии с ситуацией, а позже — и психически ее пережить, что в дальнейшем ведет к возрастающему риску посттравматического стрессового расстройства, — подчеркнула Анна Науменко.
Последние исследования говорят, что лучший выбор в экстренной ситуации — не замирать, а действовать, то есть активизировать тело, через которое поступает большое количество сигналов в мозг. Это практически единственная возможность пережить трагедию, в то время как обычный принцип — поделиться своей бедой с другим — не работает.