Здесь дуют ветра, поют пески, а на горизонте маячат зонтики пагод, словно занесенные ураганом из Тибета. О том, каким ветром занесло в эти места французского предпринимателя, и как он стал «настоящим калмыцким мужиком», мы поговорили с автором проекта «Мы и они» Марией Шаховой и героем одного из его выпусков. В Калмыкии Мария Шахова побывала во время съемки одной из серий проекта, героем которой стал переселившийся из Франции 17 лет назад предприниматель Стефан Билькей. Его история напоминает болливудский фильм.
Досье героя серии «Француз в Калмыкии»
Стефан Билькей
Родился: в городке Люксей-ле Бен на границе Франции и Швейцарии.
Работал во Франции: в компании по производству товаров класса люкс.
Сейчас в России: генеральный директор компании по модернизации автомобильных производств.
Любовь с первого взгляда
Судьба преподносит такие сюрпризы, которые кардинально меняют твою жизнь. Все началось с того, что я поехал в отпуск к друзьям в Москву, где мы и познакомились с Кемой (Кермен Эльдяшева, супруга героя, — прим. «Вокруг Света»). Это было как удар молнии. Я сразу почувствовал, что могу рассчитывать на этого человека, и мы можем построить семью.
Я сделал предложение Кеме, а потом спросил разрешения у ее родителей. Здесь так полагается. Но они меня еще и до этого приняли за сына, ведь мы уже четыре года жили с Кемой вместе, не расписавшись. В Калмыкии так не принято. Поэтому все, кажется, только и ждали свадьбы и вздохнули с облегчением.
На свадьбу из Франции прилетели мои 80-летние родители. Они впервые летели на самолете и впервые посетили другую страну. Калмыцкие обычаи их очень удивили. По традиции, отец жениха должен подарить молодым вареного барана. Но мой-то отец остановился в гостинице, где ж ему варить барана? Купили живого, повязали ему ленточку на шею, погрузили в машину. Отец до последнего не верил, открыл багажник и изумленно воскликнул: «Это действительно баран!».
А мать жениха по традиции должна танцевать в белых штанах с широкими карманами, в них гости кладут деньги для молодой семьи. Мама сначала была в шоке: «Почему я должна это надевать?». Но потом прекрасно справилась с задачей и танцевала под калмыцкую музыку на столе. Ее карманы были быстро наполнены деньгами!
Плюс в карму
Сначала в России было непросто. Люди не понимали меня. У русских и французов разный подход к делу. Во Франции ты говоришь, какой нужен результат, а сотрудники сами разбираются, как им действовать. Я говорил, что хочу — но никто ничего не делал для этого. Со временем я понял, что всеми процессами в России боссу надо управлять самому.
В общем, вначале руки опускались, с работой не получалось, поэтому я решил уехать обратно. На помощь пришла Кема и новые родственники. Они выслушали меня, посоветовали сходить в буддистский храм. Я пришел в хурул, помедитировал, и пришла твердая жизненная уверенность, что я все делаю правильно и что все будет хорошо. Так и получилось.
Мы, калмыки, всегда ищем счастье. Теперь я провожу в храме час-полтора, люблю слушать, как поет монах. Во всем стараюсь добиваться поставленных целей — это хорошо сказывается на карме. Важны любовь и забота о других, общение с людьми и понимание, что мы одно целое. Мне кажется, буддизм сильно повлиял на характер калмыков. Это очень спокойные, искренние, жизнерадостные, невероятно щедрые люди, которые всегда готовы помочь.
Я привык, что мы во Франции относимся к себе слишком серьезно и много жалуемся. А в Калмыкии очень много позитивной энергии. Я ее получил, и теперь отдаю обратно. Такой взаимообмен заставляет вращаться колесо жизни.
Каждую пятницу в храмах поминают умерших. Обряд называется «кормление предков». В храм приносят различные яства — считается, что вместе с молитвой пища поднимается к предкам. Это очень по-философски: мы приходим накормить наших предков и взамен получаем их покровительство. Вообще Россия — очень духовная страна: люди часто ходят в храмы, а в Калмыкии соседствуют сразу три религии — буддизм, шаманизм и православие.
«Мы все время здесь едим»
Закон степи гласит: «Сначала накорми гостя, затем спроси, зачем он приехал». Кухня Калмыкии — это кухня кочевника, которому нужно иметь силы, чтобы преодолевать громадные расстояния. Поэтому пища калмыков очень калорийная. Даже чай здесь больше похож на бульон — соленый, с молоком, сливочным маслом и специями. Это настоящее спасение от степной жары. Интересно, что при заваривании чай нужно перелить 108 раз (для калмыков это священное число) — так его насыщают воздухом и энергией. Только когда напиток перемешали 108 раз, его можно предлагать гостям.
В рационе много мяса. Баранина вкусная, похожа на телятину и пахнет степными травами. Я сразу могу понять, из Калмыкии это мясо или нет. Из национальных блюд обязательно надо попробовать борцики (маленькие жареные пончики) и суп шамана — в емкость кладется вулканический камень, и в итоге варево бурлит и напоминает колдовское зелье. А еще тюр — запеченный в земле бараний желудок, начиненный бараньим мясом. Блюдо очень нежное, так как готовится пять часов. Его придумали древние воины: дым может привлечь внимание врага, а при запекании мяса в земле дыма почти нет. Мне нравится все. Единственное, к чему до сих пор не могу привыкнуть, так это к окрошке. Холодный суп — не мой концепт.
Вообще, еда — это то, что меня шокировало больше всего. Мы все время едим — с семьей, с друзьями… Здесь принято, чтобы за столом на ужин собиралась вся семья. И застолье становится похожим на семейный праздник. Человек 20 на ужине — обычное дело.
Приемы пищи в двух странах отличаются: французы едят примерно в одно и то же время, а калмыки — когда захотят. За неделю так легко набрать пять килограммов! Стараюсь привить режим питания близким, но пока это плохо получается. Кстати, дома готовлю я, а жена моет посуду. Во Франции это обычное дело, а калмыцкие мужчины обычно к кухне не подходят.
«Семья — это орда»
Во Франции семью и работу лучше не смешивать, в Калмыкии же все родственники работают вместе. Мы с женой тоже — Кема трудится у меня главным бухгалтером. В офисе бывают проблемы, и мы иногда ругаемся и на работе, и дома. Я бы сказал так: бизнес по-русски — это бизнес с семьей.
А семья для калмыков — самое главное. Здесь не говорят, как во Франции, — кузен, двоюродный брат. Говорят — брат. Здесь все — братья. Родственники — нечто больше, чем семья. Это клан, это… орда. А в клане свои внутренние правила. Позвонить семье и узнать, как дела, — это делается раз десять на дню! Я же звоню своему отцу раз в два месяца.
В Калмыкии бабушки и дедушки проводят много времени с внуками, передают опыт поколений. Во Франции такое — редкость, хотя, конечно, старшие тоже заботятся о внуках, но это, скорее, что-то вроде замены няни. Как только приехал в Калмыкию, я почувствовал себя дома: здесь родная энергия, музыка, люди. У меня случилась настоящая связь с этим регионом. Я много где жил, но в других местах такого не было.
Когда я раньше читал о России, знал только, что здесь суровая зима, но что тут может быть собственная пустыня — не ожидал. Я начал изучать историю калмыков и узнал, какой это удивительный народ. Калмык означает «отколовшийся». Когда-то на эти земли после китайских нашествий пришли племена из западной Монголии и основали тут свое ханство.
Считаю, что сейчас я француз всего на 40%, а на 60% — настоящий калмык. Когда приезжаю во Францию, и мы гуляем с женой, люди думают, что я русский. Ого, говорят, вы так хорошо говорите по-французски! Считаю, что если приезжаешь в другую страну, необходимо выучить ее язык. Русский язык для меня сложный, но я его освоил. Люди более приветливы, когда я говорю по-русски.
В целом же у меня все складывается хорошо, я смог здесь раскрыться. Во Франции люди живут ради работы. В России работают, чтобы жить — и это два разных менталитета. Мне ближе — работать и жить в России.
Интервью: Лариса Васильева
Узнать больше о жизни героя можно, посмотрев серию «Француз в Калмыкии» проекта «Мы и они» на онлайн-платформах
МАРИЯ ШАХОВА
«Чем удивила Калмыкия»
Самое сложное — это невероятная жара! Когда мы вышли из самолета, а это был август, думаю, господи, как же тут жарко — плюс 35 градусов! А работники аэропорта говорят: «Да вы что, по нашим меркам, это прохладно! У нас летом и до +70 градусов доходит! Оказывается, Калмыкия самая жаркая точка на карте нашей страны.
Национальная кухня. Для меня она слишком жирная и сытная, но для сильных мужчин — то что надо. Я впервые в жизни пила горячий соленый чай с молоком. Казалось бы, абсурд пить горячее в 40-градусную жару, но мне объяснили, что это лучшее средство в жару, потому что восстанавливает соли и микроэлементы, которые организм теряет с потом. Калмыкам виднее!
Место силы. В Калмыкии на каждом шагу можно загадывать желание: вот здесь ленточку повяжите, здесь монетку положите, тут молитвенный барабан покрутите, к этому дереву подойдите. И повсюду множество точек, которое калмыки считают местами силы.
Интересно, что практически у каждого калмыка есть знакомый шаман, к которому он может ходить вместо посещения врача или психолога. На съемках мы встретили шамана. Он сидел под священным деревом в лохмотьях, босой (от контакта с землей он заряжается энергией), и около него была очередь страждущих исцеления.
Наш оператор Женя пожаловался, что у него болит спина. Шаман положил его на траву, а на живот поставил свои грязные ноги. Когда Женя поднялся, у него на тех местах на груди и животе, где были ноги шамана, остались багровые пятна, похожие на ожоги.
Не знаю, что и думать, но спина у оператора с тех пор не болит. Мы хохочем: «Жень, может, это самовнушение, эффект плацебо?». До сих пор не разобрались, в чем дело. Много загадок оставила Калмыкия, поэтому хочется туда вернуться.
Семь чудес Калмыкии
1. Золотая обитель Будды Шакьямуни
Самый большой буддийский храм республики. Состоит из 7 этажей. В обители находится 9-метровая статуя Будды, покрытая золотом и украшенная бриллиантами. Место под строительство освятил лично далай-лама. По периметру ограды находится 108 белоснежных ступ и молитвенные барабаны. Считается, что их вращение заменяет чтение молитв, заложенных внутри барабана. Правильно делать это правой рукой и по часовой стрелке.
г. Элиста, ул. Юрия Клыкова
2. Одинокий тополь
Мощное дерево, возвышающееся в степи, — символ стойкости и жизненной силы. По легенде, это дерево посадил в начале XX века буддийский монах Пурдаш-Багши. Вернувшись из паломничества в Тибет, он привез семена тополя, спрятанные в надрезе дорожного посоха. Пурдаш-Багши посадил их на возвышенности, и вскоре проклюнулся тополиный росток. Сегодня здесь смотровая площадка с невероятными закатами и одно из самых известных мест силы.
Целинный район
3. Поющие барханы
Недалеко от заповедника «Черные земли» раскинулось песчаное море. В сухую ветреную погоду здесь можно услышать пение барханов. Ветер поднимает песчинки, они трутся друг о друга и издают гул, отдаленно напоминающий эхо органной музыки. Природное явление породило легенды о том, что это гул древних городов, засыпанных песчаной бурей, или даже голос души Чингисхана, погребенного в пустыне со своим войском.
Поселок Утта, Черноземельский район
4. Розовое озеро
Озеро Баскунчак имеет нежный оттенок благодаря водорослям Dunaliella salina и минералам, содержащимся в них. Вода и грязи богаты ценными солями и микроэлементами, имеющими лечебный эффект. В жару Баскунчак пересыхает, поэтому лучшее время для посещения — май.
Село Адык
5. Лотосовые поля
Лотос — священный цветок, символ чистоты. Он рождается в мутной воде, но на поверхность выходит чистым. Белый лотос изображен на флаге республики Калмыкия. Полюбоваться цветами можно в дельте Волги с середины июля до конца августа. В этот время цветут розовые, белые, кремовые поля лотосов.
г. Лагань, село Джалыково
6. Сайгак
Эти парнокопытные когда-то бродили по степям стадами, но сегодня из-за браконьеров занесены в Красную книгу. В 200 километрах от Элисты находится заповедник «Черные земли», где восстанавливают популяцию сайгаков.
Черноземельский район
7. Сити-Чесс
Так называется город шахмат к юго-востоку от Элисты. Нью-Васюки, которые мечтал построить Остап Бендер, воплотили в Калмыкии: Сити-Чесс возвели в 1998 году для проведения 33–й Всемирной шахматной олимпиады. Здесь есть проспект Остапа Бендера и памятник великому комбинатору с шахматным конем в руках. Во Дворце шахмат открыт музей гроссмейстера Михаила Таля.
Квартал Сити-Чесс, Элиста
Фото: Проект «Мы и они» в Калмыкии, архив автора; ISTOCKPHOTO
Материал опубликован в марте 2025