Российский автомобильный рынок переживает время крутых перемен. Многие производители покинули нашу страну, на смену им пришли новые, главным образом, китайские. При выборе машины, как новой, так и с пробегом, немаловажным для многих остается ее экономичности. Этот параметр волнует как тех, кто приобретает автомобили с бензиновыми или дизельными двигателями внутреннего сгорания, так и покупающих гибридные модели или электрокары. Еще в России представлены заводские автомобили на газе, ведь это топливо дешевле и наносит меньший ущерб окружающей среде. Vokrugsveta.ru составил небольшой рейтинг самых экономичных автомобилей по расходу топлива и энергии, доступных в России осенью 2023 года.
Бензиновые
Lada Granta
Пожалуй, это самый доступный и универсальный отечественный автомобиль, который пользуется спросом в России на протяжении многих лет.
«Гранту», пожалуй, не назовешь самым надежным экономичным авто, но она весьма ремонтопригодна: запчасти есть везде, да и чинить ее умеют едва ли не в любой деревне. Кроме того, у нее весьма скромные аппетиты: 6,5-6,8 литра на «сотню» на трассе, если ехать в спокойном темпе. Весьма экономична и версия Cross, которая отлично себя ведет на умеренном бездорожье за счет легкости и неплохого клиренса в 198 мм.
Lifan Solano II
Бюджетный «китаец» с достаточно внушительной комплектацией, вместительным багажником и хорошей обзорностью. Расход на трассе — порядка 6,5 литра на 100 километров. Машина достаточно проходимая, хотя это, конечно, не внедорожник. «Солано» хорош своей универсальностью: подойдет и для дачников, и для торговых представителей, и для домохозяек. Динамики хватит для комфортного обгона, хотя, конечно, для дальних путешествий это не самая удобная машина, особенно если водитель и пассажиры подберутся высокого роста.
Дизельные
Выбор новых дизельных моделей в России сейчас совсем невелик, а экономичных авто такого класса — тем более. Дизель не просто сравнялся с бензином в цене, а даже перегнал его, обслуживание же дизельных моторов обходится намного дороже. В том числе и поэтому в автосалонах исчезли дизельные версии многих моделей, которые были доступны еще пару лет назад.
JAC T6
Сегодня этот китайский пикап — один из самых дешевых автомобилей в России в своем не самом популярном среди отечественных потребителей классе. Дизельный вариант оснащается 100-сильным двигателем и шестиступенчатой «механикой». Производители обещают низкий расход в 6 литров на 100 километров на трассе и 7,5 — в смешанном цикле.
Машина выглядит весьма богато даже в базовой комплектации: легкосплавные колесные диски, кожаный салон, мультируль, кондиционер, электростеклоподъемники, обогрев передних сидений, мультимедийная система с шестью динамиками, круиз-контроль, камера заднего вида, парктроники. В своей ценовой категории вариант весьма заманчивый, хотя для городской эксплуатации пикап подходит плохо.
Hyundai Tucson
Несмотря на упорно циркулирующие слухи, что южнокорейский бренд Hyundai покинет российский рынок до конца года, пока новые машины этой марки остаются в продаже. Дизельная 185-сильная версия Tucson потребует примерно 7,5 литра на «сотню» в смешанном цикле. Автомобиль радует динамикой разгона, достаточно проходим и приятен внешне, а главное — запчасти доступны и не особенно дороги. Но, судя по отзывам автовладельцев, дизельный мотор этого кроссовера порой капризничает в условиях суровой российской зимы.
Автомобили на газе
Машину с любым ДВС можно дооснастить комплектом оборудования, которое позволит ездить на метане или пропан-бутане. Газ будет выгоднее, если у вас не новый автомобиль с мотором объемом более 2 литров и если вы ежегодно проезжаете больше 10-15 тыс. километров. Тогда установка окупится довольно быстро. Некоторые автомобили оснащаются газовым оборудованием уже на заводе, в том числе и отечественные. Мы выбрали две модели Lada на газе, которые еще можно найти в продаже новыми или почти новыми.
Lada Vesta CNG
Создатели этой версии «Весты» утверждают, что использование газа продлевает ресурс мотора и снижает затраты на горючее почти втрое. А метан в случае утечки не скапливается, а рассеивается в воздухе, что безопасно и не приводит к возгоранию. На заводе машины комплектуются 90-литровым баллоном, рассчитанным на 18 кубометров газа. Он умещается в багажнике, за спинкой заднего дивана.
Полностью заправленный автомобиль способен проехать более 1000 километров; когда газ в баллоне иссякнет, система питания автоматически переключится на бензин.
Lada Granta CNG
Успешно отработав техническое решение с газом на семействах Vesta и Largus, «АвтоВАЗ» запустил и производство газовой «Гранты». Она также работает на двух видах топлива: метане и бензине. Конструкцию ГБО заявляют как безопасную: предохранитель и скоростной клапан, встроенные в газовый баллон, исключают возможность его разрыва и неконтролируемого выхода газа в случае повреждения топливного оборудования. Баллон объемом 80 литров газа в багажнике, а средний расход газа составляет 6,1 кубометра на 100 километров. По информации автопроизводителя, полностью заправленный газом и бензином автомобиль способен проехать 1000 километров без дозаправки.
Электромобили
Evolute i-Prо
Этот переднеприводный седан гольф-класса китайского происхождения собирает компания «Моторинвест» на предприятии в Липецке. Мощность электродвигателя составляет 150 лошадиных сил, а запас хода на полной зарядке батареи емкостью 53 кВт*ч производитель оценивает в 443 километра (весьма неплохая энергоэффективность!), но по факту этот показатель будет меньше, особенно зимой. Стоит Evolute i-Prо порядка 3 миллионов рублей, но примерно 625 000 рублей можно сэкономить благодаря госпрограмме льготного кредитования.
«Москвич 3е»
Массовый уход зарубежных автопроизводителей из России привел к возрождению бренда «Москвич» — в тесном сотрудничестве с китайской компанией JAC. Модель «Москвич 3e» (он же JAC JS4) — полностью электрическая. Мощность электромотора составляет 193 лошадиные силы, на полной зарядке батареи емкостью 65,7 кВт*ч машина должна проехать 410 километров. Обойдется электрический «Москвич» в 3,5 миллиона рублей — без учета скидок и бонусов.
Гибридные автомобили
К массовому переходу на электромобили Россия пока явно не готова — прежде всего, для них отчаянно не хватает зарядной инфраструктуры. Совсем другое дело гибриды — совмещая в себе батарею и обычный двигатель внутреннего сгорания, они позволяют здорово сэкономить на горючем и минимизировать вред для экологии. Правда, стоят такие модели, напичканные энергосберегающими технологиями, недешево.
Chery Tiggo 8 Pro e+
Это первый подзаряжаемый гибрид, который компания Chery решилась вывести на российский рынок. Впрочем, и в Поднебесной он дебютировал недавно. Сегодня это самая дорогая машина из тех, что предлагают дилеры Chery, так как представлена она только в самой богатой комплектации — с панорамной крышей и уймой электронных помощников. Здесь есть бензиновый 1,5-литровый мотор с турбиной, развивающий 147 лошадиных сил, а также два электродвигателя, один из которых вращает колеса, а другой работает в качестве генератора, заряжающего батарею. В бензобак можно лить 92-й бензин, производитель обещает запас хода в 1000 километров. Цена новинки составляет около 4 миллионов рублей.
Skywell HT-i
Skywell HT-i — детище еще одной молодой, но очень амбициозной китайской компании, которая, к слову, уже продает в России один полностью электрический автомобиль. В зависимости от режима расход топлива здесь может составлять от символического литра до 6 на «сотню». Емкость бензобака — 60 литров. На полной зарядке/заправке это чудо китайского автопрома способно преодолевать уже целых 1270 километров. И да, салон у этого гибридного кроссовера весьма комфортен для дальних разъездов. Цена почти такая же, как и у предыдущего гибрида, — порядка 4 миллионов рублей.
* * *
Остается добавить, что еще в недавнем прошлом самыми экономичными считались массовые модели, чьи «детские болячки» давно изучены, запчасти стоят недорого и есть везде, а стоимость снижается медленно: Kia Rio, Hyundai Solaris, Skoda Rapid. И, конечно же, городские микролитражки, пассивная безопасность которых оставляет желать лучшего, но зато расход топлива минимальный. Сегодня все эти автомобили можно найти в продаже только на «вторичке» — тектонические сдвиги последних лет надолго изменили облик российского авторынка.