Палеонтологи из Мичиганского университета с российскими коллегами из Сибирского, Дальневосточного и Санкт-Петербургского отделений РАН выяснили, что древние шерстистые мамонты переживали период повышенной агрессивности из-за всплеска тестостерона — муст. Так же, как их современные родственники — слоны. Сегодня его иногда называют слоновьим бешенством. Новый анализ бивней показал, что это, скорее, изначально было «мамонтовое бешенство». Исследование
Муст на фарси дословно означает пьяный, опьяненный. Состояние, в которое периодически впадают самцы современных слонов, действительно, не совсем трезвое. В этот период уровень тестостерона в их крови может превышать обычный в десятки раз. И даже самые спокойные слоны становятся агрессивными — в первую очередь, по отношению к другим самцам, но также и к людям, и к другим животным.
Вопреки распространенному заблуждению, муст никак не связан с периодом спаривания. Гон у слонов не привязан к сезону, а вот муст чаще происходит зимой. Поэтому до конца не известно, зачем он нужен.
Команда
Компьютерная томография показала хронологию прироста бивней по годам, а с помощью крошечного сверла удалось под микроскопом добыть образцы из разных слоев и сделать их химический анализ.
У мамонта-самца нашли следы ежегодно повторявшихся всплесков тестостерона, в 10 раз выше базовых уровней. А также других стероидных гормонов в дентине — минерализованной ткани зубов (бивни — тоже зубы, это верхние резцы, только сильно удлиненные. — Прим. авт.). По оценкам ученых, всплески соответствуют пикам тестостерона во время муста в бивне африканского слона.
Ранее исследования останков мамонтов выявили травмы скелетов, обломанные бивни и другие косвенные доказательства сражений во время муста.
Помимо новых подробностей о жизни вымерших сородичей слонов, результаты исследования предлагают новый метод изучения стероидных записей в зубах, чтобы получить важную биологическую информацию об останках древних животных и людей. По словам авторов, она может сохраняться тысячи лет.