Археологи из Университета Осло обнаружили золотой клад на развалинах древнего языческого храма. Ученые обследовали участок южнее Лиллехаммера на берегу озера Мьёса, поскольку там собирались прокладывать дорогу. Новая находка — это пять крошеных прямоугольников листового золота с рисунками — тиснеными изображениями мужчин и женщин.
Как сообщает местная газета Dagsavisen, раскопки в этом месте длились несколько десятилетий, и ранее на руинах капища были собраны 30 таких же «лепестков». В общей сложности, у археологов теперь 35 тончайших золотых пластинок из древнего храма, которым около 1500 лет.
Участник раскопок археолог Николай Экхофф поделился открытием на своей странице в соцсети: по его словам, эти изделия представляют собой монетки толщиной с алюминиевую фольгу и размером с ноготь. Но при этом они украшены настолько детализированными рисунками, что трудно представить, как людям полторы тысячи лет назад удалось выполнить эту ювелирную работу.
На золотых пластинках изображены мужчины и женщины в причудливых и богатых нарядах. На некоторых нарисованы пары — мужчина всегда слева, женщина справа — которые стоят лицом друг к другу или в объятиях друг друга.
По словам археолога Николая Экхофа из Университета Осло, мотивы отличаются поразительным богатством деталей. Обычно женщина одета в длинное платье, а у мужчины юбка покороче, так что видны ноги. Он также может быть в плаще, и оба могут носить украшения, разные прически и держать в руках вещи, такие как чашки, палочки или кольца, или показывать рукой разные жесты.
Ученые датировали предметы эпохой Меровингов — эта династия правила Франкским государством в V–VIII веках н.э. Сами золотые лепестки относятся к периоду между 550 годом и эпохой викингов. Здание, под которым они были найдены — это 15-метровой длины молитвенное место для языческих ритуалов.
Золотые артефакты были найдены на том месте, где раньше находились стены или столбы храма, из чего эксперты сделали вывод, что их заложили туда при строительстве для освящения места или его защиты, а может быть. в качестве подношения богам. Другие версии предполагают, что это могли быть «храмовые деньги» для входа в святилище, либо мужские и женские образы могли символизировать мифических предков народа и вождей — тогда они были подтверждением политической власти правящих семей.
Экхофф также добавил, что мотивы с парами напоминают сюжет мифа о свадьбе бога Фрейра с великаншей Герд — а значит, золотые пластинки могли играть роль жертвенного подношения во время свадеб или обрядов плодородия.