Для многих рыцарь — это романтический образ благородного, статного наездника на прекрасном скакуне. Ловкого, мужественного и грезящего о единственной прекрасной даме, в которую он беззаветно и трогательно влюблен. Где правда, а где красивый вымысел? О том, как и зачем появились рыцарские добродетели и как им обучались отпрыски знатных фамилий, рассказывает Надежда Проняева, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа (НСПК).
Рыцарство как класс возникло в IX–X веках в Западной Европе в ходе эволюции военного дела. C конца X века (медиевист Жак Ле Гофф датирует появление термина 971 годом) титул «рыцарь» (фр. miles, от позднелатинского miles — «воин, солдат, служивый») стал постепенно вытеснять ранее распространенный термин nobilis — то есть «знатный».
Во многом этому послужило, казалось бы, малозначительное на взгляд современного человека обстоятельство, а именно усовершенствование конной упряжи и появление стремени. Без этого тяжеловооруженный воин в доспехах не мог не то что поразить противника, но и просто удержаться на лошади. Не случайно на многих языках рыцарь — это всадник (например, в немецком — ritter, фр. chevalier).
Непростой моральный, эстетический и внешний облик нового воина формировался под влиянием общественных отношений, церковных догм и даже литературы. Но рыцарство как явление — не целиком плод эпохи Средневековья. Некоторые элементы рыцарства были заимствованы из Древнего Рима, где существовало сословие всадников (эквитов), чьи внутренние правила в некоторых чертах были успешно восприняты рыцарями. Тем не менее именно средневековая рыцарская эстетика оставила в истории Европы удивительный ореол тонкости, благородства и романтичности, несмотря на явную военизированность этого сословия.
Служба пажа
Принципы воспитания и обучения мальчиков рыцарского сословия были похожими во всех странах Западной Европы. До 7 лет дети воспитывались в семье, потом мальчики отправлялись ко двору сеньора — богатого землевладельца, имеющего власть государя на своей территории.
При дворе будущие рыцари жили и воспитывались до 14 лет, считаясь пажами. В их обязанности в этот период входило практически постоянное нахождение у своего господина, исполнение бытовых и воинских обязанностей. Мальчик-паж обучался хорошим манерам, пению, танцам и игре на музыкальных инструментах, а еще совершенствовался в обращении с оружием. Для родителей мальчиков это было выгодно, ведь пажи находились на полном материальном содержании у сеньора.
Наблюдая за высшим сословием, будущий рыцарь взращивал в себе храбрость, великодушие и бескорыстное служение прекрасной даме. Об этом свидетельствуют сохранившиеся трактаты, песни и стихи труверов, трубадуров, миннезингеров — так называли странствующих музыкантов эпохи Средневековья.
До начала XII века будущие рыцари не обучались грамоте, но это не значит, что они были необразованными. Их обучение было основано лишь на словесном принципе: учитель рассказывал, ученик запоминал, а затем проводились беседы и ответы на вопросы. Уже в середине XII века в систему обучения детей ноблей, или знатных особ, вошли письменная латынь и переводы текстов с латыни на европейские языки. Учителями будущих рыцарей были монахи или замковые священники.
Пост оруженосца
Юноши с 14 лет до 21 года пребывали у своего господина в качестве оруженосца. Переход от одного звания к другому осуществлялся тоже с особым церемониалом, который проходил в церкви: отец и мать, или самые близкие родственники, подводили к алтарю своего выросшего пажа. В это же время священник брал с престола меч и пояс и, читая над ними молитвы, торжественно перепоясывал юношу. С этого момента при дворе сеньора появлялся новый оруженосец.
Примечательно, что и у оруженосцев было деление на классы в соответствии с выполняемыми ими обязанностями. Самыми почетными полномочиями наделялись оруженосцы, которые находились при рыцаре или его супруге и везде их сопровождали. Пониже рангом считались «комнатные» оруженосцы, конюшие, кравчие — это юноши, ухаживающие за хищными птицами.
Чем же были заняты оруженосцы в течение нескольких лет? Их воинские обязанности интересным образом перемешивались с домашними хлопотами: оруженосец должен был в полночь обойти и проверить безопасность во всех комнатах и хозяйственных помещениях замка. Когда рыцарь отправлялся в поездку, оруженосцы помогали ему облачаться в одежды или доспехи, поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки, шлем, щит, копье или меч.
Самые опасные поручения выполняли оруженосцы рыцарей на турнирах или в сражении. Например, при страшных столкновениях рыцарей в бою, когда мгновенно менялся исход битвы, оруженосцы следили за действиями господина, подавали новое оружие, отражали удары, подводили нового коня и охраняли пленных. Из таких схваток юноши выходили закаленными и храбрыми или бежали прочь от таких обязанностей, понимая, что это совсем не их путь.
Ритуал посвящения в рыцари
Торжественная церемония проходила в канун 21-летия молодого человека, который в течение семи лет оттачивал не только воинские обязанности, но и овладевал «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, владением копьем, плаванием, соколиной охотой, сложением стихов в честь дамы сердца и игрой в шахматы.
Посвящение в рыцари, или акколада, проходило в несколько этапов, напоминая ритуал воинской инициации, и знаменовало переход юноши в статус аристократической касты рыцарей.
Накануне церемонии посвящаемый в чин юноша, или дамуазо, принимал банные процедуры, что было редко в средневековую эпоху. Затем он шел в церковь и начиналось его «ночное бодрствование», когда будущий рыцарь всю ночь молился, размышлял и настраивался на новый этап в своей жизни.
Утром молодой человек облачался в белую рубашку и алое сюрко — плащ, украшенный гербом своего владельца. Надевал золотые шпоры и коричневые шоссы — это часть средневековой одежды, одновременно являющаяся и чулками, и штанами, и обувью. Затем самый почетный рыцарь, а иногда и отец юноши, опоясывал его мечом.
Посвящающий наносил молодому человеку удар по лицу, называемый «куле», говоря при этом краткое напутствие: «Будь храбр!» И вот этот ритуальный удар отныне становился единственным прикосновением, покорно принимаемым новым рыцарем в течение его жизни. Каждый новый удар с этой минуты рыцарь должен был сторицей возвратить обидчику. Завершалась акколада демонстрацией ловкости рыцаря — он выходил на улицу, вскакивал на коня, устремлялся к установленной мишени и пронзал ее на всем скаку.
Таков был долгий путь становления нового рыцаря. Отдаленно он напоминает нам систему воспитания и обучения современной молодежи, но без столь красивых церемоний, жестких принудительных мер и отлучения от родительского дома.
Отцовское наставление отроку, покидающему родительский дом
«Любезный сын, полно быть домоседом, пора поступить тебе в школу подвигов, ибо всякий молодой дворянин покидает родительский кров, чтобы получить доброе воспитание в чужой семье и сделаться сведущим во всяком учении; но, Бога ради, храни честь; будь храбр и скромен везде и со всеми, потому что хвала в устах хвастуна есть хула; кто во всем полагается на Бога, того и взыщет Бог.
В собраниях говори последним и первым бейся в бою; хвали заслуги твоих собратьев: рыцарь, умалчивающий о доблестях собрата — грабитель его. Любезный сын, еще прошу тебя — будь кроток и добр к низшим; они возблагодарят тебя сторицей против высших, получающих все, как должное им по праву; низший почтен будет твоей обходительностью и сделает тебя повсюду именитым и славным».
Из книги «Поэтическая Галлия» Луи-Антуана Франсуа де Маршанжи, 1813