Осуществление мечты Безоса
Самый богатый человек мира по версии Forbes, он же основатель интернет-магазина Amazon и космической компании Blue Origin Джефф Безос 20 июля побывал в космосе на корабле New Shepard, построенном его компанией. Помимо него, в космос отправились его младший брат бизнесмен Марк, 82-летняя летчица Уолли Фанк из США и 18-летний нидерландский студент-физик, сын бизнесмена, Оливер Дэмен. Последний перед полетом получил лицензию пилота и после приземления на Землю официально стал самым молодым посетителем космоса.
Ракета с капсулой New Shepard стартовала утром 20 июля с частного космодрома бизнесмена в пустыне на западе Техаса. Корабль отделился от ракеты через две минуты после взлета и отправился в космос. В целом весь полет длился около 10 минут и закончился успешным приземлением капсулы на парашютах.
«Говорит астронавт Безос. Это самый лучший день!» — заявил миллиардер после приземления.
Как признался Безос, полет в космос — это его детская мечта. «Я мечтал о том, чтобы отправиться в космос с тех пор как мне исполнилось пять», — писал он в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).
Однако космические туристы не смогли получить звание астронавтов и специальные нагрудные знаки «крыльев астронавта». Американское Федеральное управление гражданской авиации в день «миссии Безоса» внесло коррективы в правила, по которым человека признают астронавтом. Согласно изменениям, астронавтом может считаться только тот, кто входит в состав экипажа. Кроме того, для того, чтобы получить знак претендент «должен внести существенный вклад в обеспечение безопасности полета», говорится в правилах без какого-либо пояснения.
Гонка миллиардеров
За неделю до Безоса в космосе побывал также другой предприниматель, основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон. В отличие от Безоса он был вне Земли около часа и ощутил несколько минут невесомости. Однако, если сравнивать высоту полета их космических кораблей, то ракетоплан Unity компании Брэнсона поднялся на 90 км от Земли, в то время как New Shepard достиг высоты около 107 км.
Согласно определению Международной авиационной федерации, граница космоса находится в 100 км над уровнем моря (она также называется линия Кармана), хотя NASA и ВВС США считают иначе, заявляя о границе на рубеже около 80 км над Землей. Таким образом, Безос по всем меркам побывал в космосе, а вот Брэнсон — нет.
Кстати, полет первого космического туриста Тито и другие вылеты за орбиту до 2021 года осуществлялись на российских «Союзах». Эти полеты совершались на Международную космическую станцию и продолжались до 14 суток. Цена такого полета составляла от 20 млн до 35 млн долларов и подразумевала достаточно длительный (до года) этап подготовки. В этом году туристы в космосе на иностранных кораблях.
Большие планы Маска
Компания SpaceX запланировала в конце 2021 года провести на Crew Dragon первый полет на орбиту Земли группы людей, не являющихся профессиональными космонавтами. Цена путевки недешевая — 55 млн долларов на человека за полет и пребывание на МКС.
Туристы, как предполагается, проведут два дня в пути и восемь дней на борту с космонавтами, которые работают на орбитальной станции.
Известно, что на космический корабль SpaceX уже приобрел билет миллиардер Джаред Исаакман. Он вместе со специально обученным экипажем и еще двумя туристами, которых выберут в ходе лотереи в конце 2021 года, может полететь уже 31 октября.
«Риск не равен нулю», — сказал Маск, но это большой шаг к тому, чтобы сделать космические полеты доступными для широкой массы людей.
Однако на этом бизнесмен останавливаться не намерен. Он допускает, что в 2021 году может быть осуществлен беспилотный полет на Марс.
Такой опыт наблюдения за Землей из космоса может оказаться бесценным для нового поколения исследователей космоса, а открытие продаж космических путевок станет новым витком в развитии туризма. Аналитики полагают, что в будущем цены на полеты в космос для привлечения клиентов существенно снизятся, также могут сократиться и сами «миссии». Над этим уже работает Blue Origin. Компания планирует отправлять туристов в космос за 200–300 тыс. долларов и специализироваться на суборбитальных полетах.