Биография Александра Герцена изобилует множеством крутых поворотов и достойна экранизации в виде сериала. Если это когда-нибудь произойдет, а создатели захотят соблюсти историческую достоверность, съемочной группе придется изрядно поколесить по России и Европе. В этом материале «Вокруг света» собрал 10 адресов, которые сыграли важную роль в жизни одного из первых российских политических эмигрантов.
Александр Иванович Герцен был сыном богатого помещика Ивана Яковлева и Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг. Будучи незаконнорожденным сыном Яковлева, мальчик получил фамилию Герцен (от нем. herz — «сердце»). В каком-то смысле выбранная отцом фамилия определила судьбу Александра — покоя его сердце не знало, видимо, никогда.
Москва
Тверской бульвар, 25, стр. 1
В этом доме, принадлежавшем его дяде, Александру Яковлеву, Герцен появился на свет 6 апреля 1812 года и прожил более 20 лет. Несмотря на свое положение, мальчик был окружен заботой и вниманием. Здесь он получал домашнее образование и знакомился с сочинениями авторов эпохи Просвещения, которые и сформировали его личность, привив вольнолюбие. Впоследствии Герцен посещал отчий дом, когда новый владелец Дмитрий Свербеев начал собирать у себя известных писателей.
Сегодня дом на Тверском бульваре имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Здесь расположен Литературный институт им. Горького, а возле здания установлен памятник Герцену.
Моховая улица, 11, стр. 1
В 1829 году Александр Герцен, увлекавшийся в юности естественными науками, был зачислен на физико-математический факультет Московского университета. В здании на Моховой он проучился четыре года. Здесь он познакомился с Николаем Огарёвым, а впоследствии они сформировали студенческий кружок, участники которого отличались вольнодумством. В 1831 году за участие в публичном изгнании из аудитории неугодного профессора Герцена и еще нескольких студентов отправили в карцер. Студенческие годы закрепили в сознании молодого человека мысль о необходимости добиться перемен в общественно-политической жизни России.
Теперь главное здание Московского университета расположено на Воробьевых горах, но студенты нескольких факультетов учатся на Моховой улице, как и два века назад. В бывшем здании физико-математического факультета находится Институт стран Азии и Африки МГУ. Во дворе, с двух сторон от входа, установлены памятники Александру Герцену и Николаю Огарёву.
Киров
Спасская улица, 41а
Кружок, созданный Герценом и Огарёвым в Москве, продолжил свое существование и после того, как молодые люди закончили университет. Их деятельность привлекла внимание властей (память о восстании декабристов еще была свежа) — Герцена арестовали и сослали в Вятку (ныне — Киров) в 1835 году. За два года своей первой ссылки молодой писатель сменил несколько адресов — самым известным его домом в Вятке стала деревянная усадьба Жмакиных.
В ту пору Герцен вел довольно разгульный образ жизни. В Вятке он завел роман с жившей по соседству Прасковьей Медведевой — женой местного чиновника. Пожилой супруг Медведевой вскоре скончался, что открыло для влюбленных возможность узаконить отношения, но у Герцена были другие планы.
Деревянный дом на Спасской улице Кирова, где жил Герцен, сохранился до наших дней. Сейчас здесь расположен областной Центр развития туризма.
Владимир
Улица Чайковского, 1А
В 1837 году вятская ссылка Александра Герцена закончилась — при содействии Василия Жуковского молодого человека перевели на службу во Владимир. Здесь, в Храме Казанской иконы Божией Матери Герцен обвенчался со своей двоюродной сестрой Натальей Захарьиной. Брак, заключенный против воли родни, не принес им счастья и закончился трагически. Перипетии своей семейной жизни Герцен впоследствии описал в романе «Былое и думы».
Каменный храм, в котором венчался Герцен, был превращен в склад в 1938 году. В годы Великой Отечественной войны здание служило госпиталем, а в 1950-е в нем устроили кинотеатр. В 1966 году храм был разрушен, а в 2008-м по соседству построили новую церковь.
Санкт-Петербург
Гороховая улица, 11
В 1840 году Герцену было разрешено вернуться из ссылки. В Москве он не задержался и направился в Санкт-Петербург, где поселился в доходном доме Лерха на углу Гороховой и Большой Морской улиц. По протекции отца Герцен устроился на службу в канцелярию Министерства внутренних дел.
О недолгом периоде жизни Герцена в Петербурге сегодня напоминает мемориальная табличка на стене бывшего доходного дома. В советские годы имя писателя носила Большая Морская улица, а сегодня в честь Герцена назван работающий в доме Лерха отель.
Великий Новгород
Большая Московская улица, 11
Уже в 1841 году Герцена ждала новая ссылка — в Великий Новгород его отправили за резкую критику работы полиции в одном из писем. Здесь Герцен служил в губернском правлении, а поселился поначалу в гостинице купца Гибина на Большой Московской улице. Древний русский город Герцену не нравился. «Бедный и лишенный всяких удобств Новгород невыносимо скучен. Это большая казарма, набитая солдатами, и маленькая канцелярия, набитая чиновниками», — писал он.
В Новгороде Александр Герцен окончательно убедился в неэффективности и коррумпированности отечественной бюрократической машины. Параллельно он много писал и завел несколько приятных знакомств. В 1842 году Герцен, приложив немало усилий, смог уйти со службы в отставку, а вскоре ему было позволено возвратиться в Москву. По его собственным словам, Новгород писатель покидал без всяких сожалений. Однако впоследствии он назвал свою революционную газету «Колокол», а приложение к ней — «Общее вече», отдав дань новгородским республиканским традициям.
Москва
Переулок Сивцев Вражек, 27
В деревянном доме с мезонином в Сивцевом Вражке, доставшемся ему от отца, Александр Герцен поселился в 1843 году, вскоре после возвращения в Москву. Здесь он жил вплоть до 1847 года. В этот период Герцен написал повесть «Сорока-воровка» и завершил работу над романом «Кто виноват?». В последние годы жизни в России писатель также принимал участие в формировании кружка западников, хотя впоследствии разочаровался в некоторых его идеях.
Дом Герцена был частично перестроен в конце XIX века. В 1930-х в нем открылась первая выставка, а в 1968 году здесь был учрежден музей Герцена. После масштабной реставрации, завершившейся в 2012 году, в особняке разместилась основная экспозиция музея («Герцен в России»), а в пристройке работает мультимедийная выставка «Герцен на Западе».
Париж
Улица Лаффит, 19
Александр Герцен уехал из России в 1847-м, после смерти своего отца. За первые годы в эмиграции он проникся идеями социалистов и сблизился с радикально настроенными революционерами. Личную жизнь Герцена в эти годы омрачили смерти жены, детей и матери. Немаловажную роль в его биографии сыграло знакомство с банкиром Джеймсом Ротшильдом. В 1849 году, когда в России были арестованы капиталы вольнодумного эмигранта, Ротшильд, применив свое влияние в финансовом мире, добился снятия ареста и спас Герцена от разорения.
Здание банка Ротшильда, служившее также домом семье миллионера, располагалось на улице Лаффит в Париже. До наших дней оно не сохранилось, но в целом облик этой парижской улицы с XIX века изменился незначительно.
Лондон
Джад стрит, 61
Тяжело пережив утрату близких и едва не оставшись без гроша, Герцен перебрался в Лондон, где в 1853 году основал «Вольную русскую типографию». В ней печатались упомянутые выше газеты «Колокол» и «Общее вече», брошюры революционного содержания, а также произведения самого Герцена и других писателей. Продукция типографии распространялась по Европе и ввозилась в Россию, где, несмотря на запреты, газеты Герцена читали многие, включая императора Александра II. Спустя восемь лет после открытия типографии в России было отменено крепостное право.
В Лондоне «Вольная русская типография» сменила несколько адресов. Первым ее пристанищем был дом 82 на Джад стрит, но с тех пор нумерация на этой улице поменялась — синяя мемориальная табличка с информацией о типографии Герцена установлена на доме 61.
Женева
Улица де Шен, 62
Когда Александр Герцен выступил в поддержку вспыхнувшего в Польше в 1863 году восстания, власти России потребовали от Лондона принять меры. К тому времени Герцен успел стать гражданином Швейцарии и в 1865 году он уехал в Швейцарию. Вслед за ним в Женеву отправились Николай Огарёв с женой Натальей (с ней Герцен завел роман) и сотрудники «Вольной русской типографии».
Дом, в котором работала типография, не сохранился, зато в Женеве хорошо знают виллу Шато-де-ля-Буассьер, снятую Герценом и четой Огарёвых в предместьях города. Сейчас в ней работает Международная школа Женевы.
«Вчера в 4 часа приехали мы в Буассьер. Дом великолепный. Тут только жить да похваливать, всем места через край», — делился Герцен в письме. Правда, вскоре он разочаровался в роскошном особняке, который оказался не слишком удобен для проживания и выглядел откровенно нескромным в глазах посещавших Герцена эмигрантов. Когда через год истек срок аренды, Герцен подыскал в Женеве небольшую квартиру. Вскоре, полный разочарования, он покинул Швейцарию, а в 1870-м скончался в Париже. Последнее пристанище Александр Герцен обрел на кладбище в Ницце.