Многие события из истории Древней Руси, эпизоды сказок и былин мы воспринимаем через призму творчества художника Виктора Михайловича Васнецова. Ведь его произведениями проиллюстрированы детские издания и школьные учебники, а разбору некоторых картин художника посвящены отдельные уроки в учебном плане. Но вот о насыщенной биографии Виктора Васнецова представление имеют далеко не все. Vokrugsveta.ru восполняет этот пробел.
Детство и юность
15 мая (по н. ст.) 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии у священника Михаила Васильевича Васнецова и его жены Аполлинарии Ивановны родился сын, которого нарекли Виктором.
С раннего детства ему был открыт чудный мир леса. Он частенько бегал с соседскими мальчишками за грибами, ягодами, зимними вечерами разглядывал темные контуры вятской глуши. Дед порой рассказывал маленькому Вите сказки о природе, странных существах, былинных богатырях, пел народные песни. Впечатлительный мальчик запоминал предания, пытался рисовать корабли, моря, окрестные пейзажи, портреты крестьян. Родители поощряли увлечение сына, а заодно прививали любовь к чтению.
Отец хотел, чтобы Виктор пошел по его стопам и стал священником. Поэтому в 1858 году Васнецов поступил в Вятское духовное училище, а позднее продолжил обучение в Вятской духовной семинарии. Но юный семинарист не только усердно изучал Закон Божий и жития святых, но и брал уроки рисования у учителя местной гимназии Николая Чернышёва. Виктор писал свои первые картины, а в 1867 году создал целую серию иллюстраций к книге этнографа Николая Тряпицына о пословицах. Уже тогда начинающий художник осознал, что хочет воплощать на полотнах историю народа, его сказания, традиции.
В Вятке Васнецов познакомился с ссыльным польским художником Михалом Эльвиро Андриолли, которому помогал расписывать Вятский кафедральный собор. Андриолли не раз отмечал дарование Виктора и как-то заметил, что священников в России хватает, а вот талантливых художников — немного. Впоследствии Андриолли учил живописи и Аполлинария — младшего брата Васнецова, который также стал известным художником.
Становление и учеба
В итоге Виктор Васнецов с разрешения отца оставил семинарию и в 1867 году поехал в Петербург. Там он успешно сдал экзамены в Академию художеств, но, будучи очень стеснительным, неуверенным в себе, решил, что провалил вступительные испытания и начал готовиться к поступлению на следующий год. В ожидании следующих экзаменов он поступил в школу рисования при Обществе поощрения художников, где его наставником стал Иван Крамской.
В 1868 году Васнецов был принят в Академию художеств. Здесь в 1869–1870 гг. его учебные работы были отмечены двумя малыми и одной большой серебряной медалями. Одновременно художник иллюстрировал педагогические произведения Николая Столпянского, сблизился с передвижниками, под их влиянием начал писать картины на бытовые темы.
Правда, Академию Васнецов так не окончил. Он оставил учебу в 1875 году, а спустя год по совету своих друзей Репина и Крамского уехал в Париж, где старательно изучал европейскую живопись. Творчество набиравших тогда популярность импрессионистов его не вдохновляло. А вот классические полотна, выставленные в Лувре, приводили его в полный восторг. Вернувшись в Россию в 1877 году, Васнецов вскоре вступил в товарищество передвижников.
Любовь всей жизни
С дочерью небогатого купца Александрой Рязанцевой Васнецов познакомился в 1871 году, когда поехал навестить родственников в деревню Рябово. По пути он остановился в Вятке и заглянул в местный музей порисовать. Там он и встретил 21-летнюю Александру, которая недавно поступила на медицинские курсы в Петербурге. Молодые люди разговорились. Виктор, преодолевая смущение, старался рассказать обаятельной девушке о себе. Она весело смеялась, просила рассказать еще что-нибудь.
Собираясь уезжать в Европу, Васнецов переживал, будет ли его ждать Александра. Она пообещала, что дождется, правда, заметила, что за ней нет приданого. Но когда это волновало по настоящему влюбленных людей? Виктор был счастлив, что его избранница согласна выйти за него замуж и сказал, что с божьей помощью они со всем справятся.
Так и вышло. Первое время после венчания они ютились в маленькой питерской каморке, но были счастливы. Весной 1878 года, вскоре после свадьбы, Васнецовы переехали в Москву. В Первопрестольной Васнецов состоялся как великий мастер живописи, получил всероссийское признание. С любимой женой он воспитывал пятерых детей: дочь Татьяну и сыновей Бориса, Алексея, Михаила и Владимира. В 1894 году художник осуществил свою давнюю мечту — переехал с семейством в спроектированный им самим дом, похожий на терем.
Виктор и Александра Васнецовы понимали друг друга, поддерживали. Говорят, что за почти 50 лет совместной жизни они поссорились всего один раз. Александра была музой великого живописца, во многом благодаря ей он создавал знаменитые полотна.
Творчество Виктора Васнецова
Центральной картиной в творчестве Васнецова стало монументальное полотно «Богатыри» размером 3 х 4,5 метра. Первый эскиз к этой картине художник сделал еще в 1871 году, а закончил работу над ней только в 1898-м. В центр композиции живописец поместил Илью Муромца — в этом образе для Васнецова позировали крестьянин и извозчик. Добрыне Никитичу художник придал в том числе и свои черты, а Алешу Поповича он писал с сына мецената Саввы Мамонтова. За былинными защитниками Руси художник тщательно выписал русские пейзажи и курганы предков.
Именно работы на сказочные или мифологизированные сюжеты приходят на ум, если речь идет о творчестве Васнецова. Критикам, недовольным, что художник перестал писать остросоциальные полотна, Виктор Михайлович отвечал, что через сказочных или исторических персонажей он выражает чаяния, мечты, память русского народа.
И действительно, его картины, вроде бы посвященные древности, перекликались с суровыми буднями. Так, к примеру, купленную меценатом Павлом Третьяковым работу «После побоища Игоря Святославича с половцами», созданную под впечатлением от «Слова о полку Игореве», современники воспринимали как аллегорию русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
В Москве он продолжил писать картины, посвященные русским народным сказкам, фольклору, а также истории. Примерно в то же время Виктор Михайлович создал окончательный вариант картины «Витязь на распутье» для Саввы Мамонтова. Она была показана зрителям в 1882 году. На ней перед зрителем предстал былинный богатырь на могучем белом коне, рассматривающий надпись на камне: «Как пряму ехати — живу не бывати…».
Чуть ранее в усадьбе мецената Абрамцево художник написал знаменитую картину «Аленушка». Ее героиню, грустно сидящую у пруда, связывали с персонажем сказки про сестрицу Аленушку и брата Иванушку, хотя автор изначально назвал работу «Аленушка (Дурочка)». Этим Васнецов вовсе не хотел обидеть крестьянскую девушку, позировавшую для полотна, — тогда в народе дурочками называли юродивых и нищих сироток, к которым относились с жалостью.
Васнецов говорил, что всегда жил Русью, хотел воплотить грезы о ней на холсте. Над входом в свою мастерскую он изобразил скорбящего ангела, олицетворявшего стремление к духовному очищению через творчество. Это подчеркивало осознание Васнецовым искусства, как одного из путей к Богу. В 1913–1918 гг. художник написал картину «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», в которой выразил идею извечной борьбы добра со злом.
Васнецов не ограничивал себя живописью и иллюстрированием. Помимо собственного особняка, он вместе с художником Василием Поленовым и архитектором Павлом Самариным спроектировал церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Также по рисункам художника были оформлены новый фасад здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке во время реконструкции в начале XX века и особняк мецената Ивана Цветкова на Пречистенской набережной.
Все творчество Виктора Михайловича Васнецова было пронизано идеями патриотизма, обращения к истокам, служения народу. После революции 1917 года он остался в Москве. 78-летний художник скончался 23 июля 1926 года в собственной мастерской от разрыва сердца. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище. В 1937-м, когда некрополь сносили, прах гения русской живописи перенесли на Введенское кладбище.