«Вокруг света» рассказывает о трех необычных палеолитических рисунках, которые были найдены в пещерах на территории Франции и Испании.
«Коррида» из Ласко
В 1940 году четверо французских подростков наткнулись на упавшее старое дерево в окрестностях замка Монтиньяк. Вырванные из земли корни приоткрыли узкий лаз в земле. Так была открыта пещера Ласко (иногда ее называют Ляско), знаменитая ныне на весь мира своими палеолитическими росписями.
Древние мастера с удивительным мастерством изобразили на стенах лошадей, бизонов, оленей. Но, пожалуй, самым известным изображением Ласко стала сцена «корриды». Могучий бизон низко наклонил голову, его шерсть вздыблена, хвост высоко поднят. Бок животного пронзен копьем, а из распоротого брюха вываливаются внутренности. Перед бизоном изображен падающий птицеголовый человек, который широко раскинул руки. Чуть ниже — фигурка птицы на длинной палке. Левее показана фигура шерстистого носорога.
Казалось бы, драматический сюжет понятен: раненый во время охоты бизон убил человека. Но при внимательном рассмотрении композиции возникают вопросы. Почему голова человека похожа на птичью? Что означает изображение птицы? Французский археолог и аббат Анри Брейль, изучавший первобытное искусство, считал, что птица — это душа умершего. При этом исследователь был уверен, что художник запечатлел реально произошедший случай — Брейль даже провел под рисунком раскопки, надеясь найти останки погибшего охотника. Другие исследователи полагали, что бизон, птица и носорог — символы противоборствующих кланов. Высказывались предположения, что птицеголовый человек — это падающий в экстазе шаман. Однозначного мнения о трактовке этой картины до сих пор нет.
Шаман из Труа-Фрер
Пещера Труа-Фрер, открытая в 1914 году графом Анри Бегуэном и его сыновьями (пещера и названа в их честь — Три Брата), стала одной из самых известных среди любителей и знатоков палеолитической живописи. Именно в ней было найдено изображение «колдуна», или «шамана», которое часто воспроизводится в книгах и учебниках по археологии и истории искусства.
Образ этого персонажа сочетает признаки разных существ: тело человека, глаза совы, рога оленя, хвост лошади, а лапы напоминают то ли кошачьи, то ли медвежьи. Он привстал на ноги и будто пританцовывает скачками. Его называли колдуном, шаманом, рогатым богом и владыкой зверей. Некоторые исследователи видят на рисунке человека, облачившегося в звериный костюм для проведения какого-то ритуала. Другие справедливо указывают на то, что на остальных древних изображениях наряженных в зверей людей так или иначе показана их человеческая сущность. «Шаман» же выглядит настоящей химерой, а не человеком. Возможно, художник изобразил одно из ранних фантастических существ вроде появившихся намного позднее сфинксов или грифонов.
«Макаронный» фриз Альтамиры
Об удивительных палеолитических росписях в испанской пещере Альтамира наверняка знают даже те, кто не интересуется археологией. История открытия этого памятника описана в учебниках и легла в основу художественного фильма «Альтамира», в котором главную роль исполнил Антонио Бандерас.
Во многих научно-популярных публикациях об Альтамире чаще всего приводятся изображения бизонов, лошадей и оленей, украшающие ее потолок и стены. При этом почти забытыми часто оказываются загадочные «макароны» — хаотичные, переплетающиеся между собой линии. Только в одном месте из них проступает морда быка.
О значении и происхождении столь причудливых рисунков ведутся дискуссии. Упомянутый аббат Брейль — а вслед за ним и ряд европейских археологов — считал их предтечей контурного рисунка. Он предположил, что люди, трогая пальцами глину, догадались чертить на ней полосы, а потом уже научились создавать из них образы. Некоторые исследователи считали «макароны» делом рук детей или результатом своеобразной игры. Выдвигались гипотезы о том, что «макаронные» рисунки возникли из следов пальцев людей, которые соскабливали со стен лечебные вещества. В археологической литературе также неоднократно отмечалось сходство «макарон» с отметинами когтей медведей — гриффад.
«Долговременная практика имитации скоплений гриффад вела и к их техническому усовершенствованию и ко все более усложненному фантастическому осмыслению… В действительности справедливо оценивать длительную «макаронную практику как только боковую линию относительно основного русла становления искусства, где непосредственно формировался целостный образ зверя», — писал об этих рисунках советский и российский археолог и искусствовед Абрам Давыдович Столяр.
Подобные произведения найдены не только в пещере Альтамира, но и в других пещерах Европы, а также в Австралии и Новой Гвинее. Если свести воедино все «макароны», нарисованные доисторическими охотниками, то получится весьма внушительное абстрактное полотно. Только вот вряд ли это поможет ответить на вопрос, что хотел сказать художник, который сейчас нередко задают в отношении предметов современного искусства.