Изучать потусторонний мир методами строгой экспериментальной науки — нелегкая задача, потому что потустороннего мира не бывает. Люди его выдумали. Однако по какой-то причине они выдумали его именно так, а не иначе, и вот тут въедливым психологам уже есть где порезвиться.
Ученые из канадского университета Ватерлоо задумались о любопытном свойстве сил зла, которое проявляется в разных народных сказаниях или вполне современных мистических триллерах: эти силы в принципе вполне охотно исполняют человеческие желания. Разительный контраст с ангелами или какими-нибудь святыми, перед которыми можно годами бить поклоны или изнурять себя постами без всякого толка. С демонами все просто: начертил на полу соответствующую фигуру, выдавил из пальца каплю крови — и результат налицо. Если вдуматься, это очень странно: в обыденной жизни мы скорее назовем «злым» человека, который отказывает нам в просьбе, а «добрым» — готового помочь. Почему же мистические силы добра и зла — заметьте, нами же самими и придуманные — ведут себя ровно наоборот?
Поскольку бесов не бывает, свои
Тут-то и выявилась закономерность. В представлениях испытуемых злые люди и всевозможные демоны удовлетворяли просьбы, если это соответствовало их злым интересам. Собственные цели просителей, а тем более их реальные нужды, демонам были совершенно безразличны.
Демону или злодею, как оказалось, совсем не зазорно в дополнение к собственной повестке дня еще и сделать кому-то приятное — он просто игнорирует этот побочный продукт своей злой программы. С другой стороны, «добрые» агенты принимали во внимание последствия высказанных желаний и мотивацию просителя, и если с желанием было что-то не так, они отказывались его исполнять.
Руководитель исследования профессор Ори Фридман объясняет результат следующим образом: «Эта работа приоткрывает нам кое-что любопытное о том, как люди понимают добро и зло. А именно, никто не считает, что силы зла непременно сосредоточены на том, чтобы причинить вред. Скорее, зло понимают как безразличие, равнодушие к нуждам людей. Кроме того, люди исходят из того, что моральная правота — нечто большее, чем просто добрый результат ваших действий. Мораль включает в себя еще и внимание к мотивам и намерениям».
Вот в результате и получилось, что сила добра при всем ее всемогущем добре мало чем может помочь — ей по должности положено брать в расчет сразу всю мировую гармонию, а наши хотелки ее наверняка испортят.
Если кому-то надо поживиться по мелочи, к светлым силам обращаться бессмысленно. Собственно, сама затея «поживиться по мелочи» сразу отправляет вас в ведение тьмы, даже если лично вы и не имели в виду ничего плохого.
Открытие, конечно, не слишком масштабное: никто и раньше всерьез не думал, что хорош любой, кто сделает нам хорошо. Человеческие представления о добре и зле все же чуть более изощренны. Однако работа канадских психологов очаровывает нестандартным подходом: это же надо было отнестись всерьез к человеческим сказкам и фантазиям и попытаться из них понять, что же мы, люди, на самом деле считаем хорошим. К счастью, вот именно из этой работы следует, что не так уж мы и плохи, все-то мы понимаем. Будем надеяться, что последующие открытия психологии эту гипотезу не опровергнут.