Портрет Рудольфа II в образе бога Вертумна, вероятно, последняя картина, написанная Джузеппе Арчимбольдо для императора Священной Римской империи. Художник создал шедевр, что называется, «на удаленке»: на склоне лет он продолжал выполнять монаршие заказы в родном Милане, куда перебрался из Праги — столицы Рудольфа II.
«Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна»
Доска, масло
70,5 × 57,5 см. Ок. 1590
Хранится в замке Скуклостер в Швеции
Император, эрудит и покровитель наук и искусств, собрал при дворе прославленных интеллектуалов и художников. Но и среди них Арчимбольдо выделялся оригинальностью: изображение человека складывал из растений, животных и неожиданных предметов. Так он написал и императора. Однако это не сатира, как можно было бы подумать, а панегирик.
Рудольф II предстает в образе Вертумна — древнеримского бога, отвечавшего за круговорот времен года и прочие перемены. Государей той эпохи нередко изображали в виде божеств, но не в такой экстравагантной манере.
Голова, шея, плечи Вертумна «сложены» из растительных атрибутов четырех сезонов. С одной стороны, такая многосоставность воплощает популярную у интеллектуалов XVI века идею неоплатоников об отражении макрокосма, то есть Вселенной во всем ее величии, в микрокосме — человеке. Но на картине не простой человек, а государь; недаром колосья и виноград на голове Вертумна складываются в монарший венец.
В Европе Средних веков и Раннего нового времени существовало представление о двух телах короля: смертном физическом и нематериальном, бессмертном, политическом — неразрывной общности с государством и подданными. На портрете Арчимбольдо тело императора состоит из богатого урожая его земель.
Профессор Принстонского университета Томас ДаКоста Кауфманн отмечает, что атрибуты складываются в гармоничное единство, универсальный сезон, в котором ни в чем нет недостатка. Это мифический золотой век — изобильная и безмятежная юность человечества, представление о которой укоренилось в Европе со времен древнеримского поэта Овидия. А Рудольф II позиционировал свое правление как новый золотой век материального и духовного процветания.
Портрет императору понравился. Рудольф получил картину в 1591 году и на следующий год пожаловал Арчимбольдо почетный титул пфальцграфа. В XVI веке такой престижной награды от императоров Священной Римской империи удостоились только Тициан и Содома.
➀ Зима. Зимой начинается календарный год, и, видимо, поэтому в свое время на маскараде именно этот образ выбрал отец Рудольфа — Максимилиан II. В холодный сезон садам и полям особо нечем порадовать человека, но немногие зимние овощи Арчимбольдо все же мог изобразить — например, репу.
➁ Весна. И в сериях портретов «Времена года», и здесь этот сезон символизируют цветы. Розы, лилии, гвоздики, водосбор и прочие изображены с ботанической точностью; современники Арчимбольдо отмечали, что тот тщательно выписывал цветы и плоды с натуры. Его патрон Рудольф II очень интересовался ботаникой и собрал в пражских садах и оранжереях богатейшую коллекцию растений со всего света.
В цветочной перевязи на портрете есть, например, экзотическая новинка — тюльпаны, которые при жизни Арчимбольдо завезли в Европу из Османской империи. Его современник Карл Клузиус первым стал выращивать эти цветы в Римской империи, а до начала тюльпанной лихорадки в Нидерландах в год создания картины оставалось несколько лет.
➂ Лето. Это время года представлено сезонными ранними фруктами и ягодами — сливами, персиками, вишнями, ежевикой и т.д. Лето, время жатвы, традиционно символизируют и злаки.
➃ Осень. Среди осенних сезонных плодов — гранаты, яблоки, каштаны, инжир, но главный атрибут этого времени года в искусстве — виноградные грозди и лозы. Виноград для вина собирали осенью.
➄ Плоды Нового Света. Круглая тыква и кукуруза попали в Европу после того, как в конце XV века Христофор Колумб открыл Америку. Во времена Арчимбольдо в Новом Свете обширными колониями владела испанская ветвь Габсбургов, а император Рудольф II, его отец и дед происходили из австрийской ветви династии.
Собственно, при двоюродном деде Рудольфа, Карле V, подчиненные Габсбургам земли, на которых «никогда не заходило солнце», были разделены между двумя ветвями династии, поскольку слишком тяжело оказалось управлять такой огромной территорией. Художник изобразил заокеанские плоды, вероятно, чтобы подчеркнуть, сколь далеко простираются владения семьи его покровителя.
➅ Колорит. Доминирующий цвет на картине — зеленый. В западноевропейской живописи это цвет весны, любви, плодородия. В христианской традиции символизирует правосудие и надежду.
➆ Изобилие. Нагромождение плодов и другой пищи, создающее ощущение избыточности, — частый мотив на портретах Арчимбольдо; если там есть корзина, то еда выпирает из нее, как из рога изобилия. Богатый урожай — непременный атрибут золотого века и идеала «доброго правления».
Художник
Джузеппе Арчимбольдо
1526 или 1527 — родился в Милане, в семье художника.
1549 — впервые упомянут в списке мастеров, вместе с отцом делал эскизы витражей для кафедрального собора.
1562 — переехал в Вену ко двору будущего императора Максимилиана II, писал для него картины и создавал костюмы и декорации для празднеств.
1563 — серия из четырех портретов «Времена года», на которых лица складываются из предметов. Эта манера стала визитной карточкой художника, а «Времена года» были написаны им еще в нескольких вариантах.
До 1575 — у Арчимбольдо родился внебрачный сын Бенедетто.
1576 — стал придворным художником Рудольфа II. Был не только живописцем и декоратором празднеств, но и по поручению монарха занимался пополнением его разнообразных коллекций диковин, древностей, произведений искусства.
1583 — вслед за императором переехал в Прагу, которую тот сделал своей столицей.
1587 — после долгих уговоров император отпустил его в Милан на постоянное жительство.
1593 — умер в Милане от болезни почек. Похоронили художника в церкви Сан-Пьетро-делла-Винья.
Фото: STRADA NUOVA MUSEUMS / PALAZZO ROSSO; SKOKLOSTER CASTLE ART COLLECTION
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, июнь 2022